Учителя будущего: как Teach For Qazaqstan строит новую культуру образования
Teach For Qazaqstan формирует новое поколение лидеров, способных трансформировать образование изнутри

Образовательное неравенство — это разница не только в знаниях, но и в доступе к возможностям. В Казахстане учащиеся в малых населенных пунктах чаще сталкиваются с устаревшей инфраструктурой, нехваткой квалифицированных педагогов и ограниченным кругом внеклассных занятий. Это создает эффект накопления: слабые стартовые условия ведут к снижению уверенности, ограниченному кругозору и, как следствие, — к меньшим шансам на поступление в вузы, трудоустройство или участие в общественной жизни. Такая системная проблема не решается локальными инициативами — она требует широкого вовлечения общества, бизнеса и государства.
В Казахстане доступ к качественному образованию до сих пор во многом определяется местом рождения. Ребенок, растущий в крупном городе, чаще получает возможность учиться у опытных педагогов, участвовать в олимпиадах, заниматься в кружках. В то время как в малых населенных пунктах дети часто оказываются лишены таких шансов — не из-за недостатка мотивации, а потому что рядом часто не оказывается того, кто может быть для ребенка не только педагогом, но и человеком, готовым слушать, понимать и сопровождать. Именно эту задачу и ставит перед собой Teach For Qazaqstan: выравнивание стартовых возможностей для всех детей — независимо от того, где они родились.
TFQ входит в глобальную сеть Teach For All, которая действует в 65 странах и объединяет усилия в области образовательной справедливости. В Казахстане TFQ работает с региональными школами Карагандинской области. Ее цель — не просто закрыть дефицит кадров, а дать детям реальный шанс выбрать свой путь в жизни.
«Социальный статус, место рождения и материальное положение не должны определять будущее ребенка, — говорят в TFQ. — Мы ищем тех, кто станет для детей не просто учителем, а ролевой моделью, наставником и другом».

Как работает программа
TFQ отбирает специалистов из разных профессий и помогает им пройти переподготовку, чтобы на два года стать учителями в школах региона. Участники преподают математику, физику, английский язык и другие предметы, при этом фокусируясь не только на знаниях, но и на развитии уверенности, мышления и мотивации у учеников.
За два года работы программа охватила более 3500 школьников, наладила партнерство с девятью школами Карагандинской области, подготовила три потока участников и теперь завершает цикл — выпуск первой когорты.
Teach For Qazaqstan — это независимая, локально управляемая НПО. Она существует благодаря поддержке партнеров и спонсорской помощи. Один из первых и ключевых партнеров программы — Freedom Holding Corp. По словам CEO Тимура Турлова, в этом проекте его привлекла очень простая, но фундаментальная идея: в каждой школе, в каждом ребенке есть потенциал, который необходимо раскрыть. Но для того, чтобы он раскрылся, нужны сильные, неравнодушные учителя.
«Мы находимся уже на таком отрезке развития, что не думаем, как совмещать предпринимательство и социальную ответственность. Эти два понятия достаточно давно и гармонично сочетаются в нашей работе, дополняя друг друга. Мы убеждены, что бизнес, который не создает ценности для общества, рано или поздно теряет смысл, рынок, доверие», — подчеркивает он.
Freedom Holding Corp. только в 2025 фискальном году направила $51 млн на социальные инициативы, включая спорт, инфраструктуру и образование. TFQ стало одним из приоритетных проектов — за его системный подход, команду и реальный эффект.

Участники TFQ приносят в школы не только знания. К примеру, благодаря инициативе одной из участниц — Гульжиян, в 2024 году в школе впервые был проведен спецпроект «Ночь в школе». И уже в 2025 году проект получил широкую поддержку: учителя начали активно помогать, инициативы стали устойчивыми, а краудфандинг позволил привлечь дополнительные ресурсы. Таким образом, мы видим, как формируется ненасильственная культура и проектное мышление в сообществе. История Абая — еще одного участника TFQ — не менее вдохновляющая: школьницы захотели участвовать в турнире RoboLego 2025. Несмотря на стереотипы о том, что девушкам не место в IT, Абай поддержал учениц. Вместе они заняли призовое место. Это пример того, как важно создавать равные возможности.
«Программа глубоко интегрировалась в образовательную среду Карагандинской области. Наши партнерские школы перестают быть просто местом для уроков и становятся пространством возможностей, доверия, реализации собственного потенциала. Участники активно работают и с местными сообществами, реализуя хорошие инициативы», — говорит Тимур Турлов.
В свою очередь, Дулатбек Икбаев, управляющий партнер McKinsey & Company в Центральной Азии и председатель попечительского совета TFQ, отмечает, что изменения работают тогда, когда все участники — директора, родители, местные власти — действуют сообща. По его словам, TFQ удалось создать такую экосистему — с сильной управленческой командой, партнерством с государством и вовлечением бизнеса.
«Если мы хотим менять нашу страну в лучшую сторону, то образование — это основополагающий элемент. Нация может быть успешной, если у детей будет возможность максимально реализовывать свой потенциал. Учителя контактируют с детьми ежедневно, поэтому профессия педагога в этом аспекте является ключевой. И те люди, кто уже добились успеха в этой жизни, могут внести весомый вклад в дальнейшее развитие нашей страны через участие в таких проектах», — уверен Дулатбек Икбаев.
Роль бизнеса и будущих партнеров
TFQ нуждается в новых партнерах. В лице не только крупных компаний, но и региональных предпринимателей, которые заинтересованы в развитии своих территорий.
Teach For Qazaqstan готова к масштабированию — и на этом этапе особенно важна вовлеченность меценатов, муниципальных властей и лидеров мнений, для которых устойчивость — не слово, а стратегия.

Опыт TFQ уже вызвал интерес у глобальных партнеров. В Казахстан приезжали делегации из стран, рассматривающих возможность запуска аналогичных программ. По словам основательницы Teach For All Венди Копп, TFQ — пример того, как можно адаптировать глобальную модель к местному контексту и добиться устойчивых результатов.
«Teach For Qazaqstan — это организация, которая умеет учиться, влиять и выстраивать отношения с сообществом. Именно такие программы закладывают основу системных изменений», — говорит она.
TFQ не просто развивает методики, она формирует среду, в которой выпускники остаются в системе, создают свои проекты.
Команда TFQ не планирует останавливаться. В ближайшие три-пять лет перед программой стоят амбициозные цели: масштабирование в другие регионы Казахстана, развитие программ для директоров и педагогов, а также вовлечение новых меценатов. Главная цель — не только увеличить охват, но и создать устойчивое сообщество выпускников, которые смогут быть движущей силой для устойчивых образовательных изменений.
«Если ты живешь и работаешь в каком-то городе, тебе важно, чтобы там были школы, в которых хочется учиться. Чтобы дети не уезжали, а оставались и развивали это место. И бизнес может стать частью этого движения», — уверен Тимур Турлов.

TFQ — это не просто инициатива в сфере образования. Это платформа для долгосрочного изменения мышления, культуры и перспектив целого поколения. В условиях, когда частный сектор все активнее участвует в решении социальных задач, такие программы становятся инструментами устойчивого развития.
«Мы не рассматриваем образовательные проекты как благотворительность. Это вложения с длинным горизонтом. Это не история про быстрый эффект. Мы понимаем, что реальные изменения требуют времени — пять, десять, иногда 15 лет. Поэтому все наши вложения в этой сфере нацелены на устойчивый, накопительный результат», — резюмировал Тимур Турлов.