Тёмная сторона дерегулирования в Европейском союзе
Беспрецедентным нормативным откатом фактически демонтируется тщательно согласованная система регулирования устойчивого развития, считает эксперт

КЕМБРИДЖ (США) — Ветры дерегулирования дуют через Атлантику: следуя по стопам Америки, Евросоюз начал собственную кампанию по высвобождению магических сил рынка. На первый взгляд этот сдвиг может показаться прямым следствием возвращения президента США Дональда Трампа в Белый дом. Но в этой интерпретации игнорируется влияние более глубоких, структурных сил.
В первые месяцы 2023 года на фоне массовых протестов фермеров и громких призывов ряда лидеров ЕС к «паузе в регулировании» председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен начала дистанцироваться от своего главного законодательного достижения — «Европейского зеленого курса». Этот разворот многих застал врасплох, но в итоге помог ей остаться на второй срок.
Тем временем доклад бывшего президента Европейского центробанка Марио Драги о состоянии экономики ЕС (заказанный фон дер Ляйен) подкреплял идею, что многие проблемы с конкурентоспособностью в ЕС объясняются «непоследовательным и запретительным регулированием». В ответ фон дер Ляйен представила «Компас конкурентоспособности». Это дорожная карта, призванная резко сократить административное бремя в ЕС, благодаря «упрощению регуляторной среды» и «ориентации на скорость и гибкость».
Это не новые обещания. Еще в 2002 году Еврокомиссия пыталась стимулировать экономический рост, сокращая бюрократические барьеры и подвергая любые новые законодательные инициативы строгой оценке их воздействия. Ирония в том, что нормы «Европейского зеленого курса», которые сейчас критикуются, прошли такую оценку, причем успешно.
Новость в том, что Еврокомиссия решила реализовать свою программу дерегулирования с помощью спорного и непрозрачного законодательного механизма — так называемых «законов-омнибусов».
Законы-омнибусы объединяют множество не связанных между собой мер в один огромный законодательный акт, который обычно принимается в ускоренном порядке с минимальными консультациями или вообще без них. Этот подход противоречит давнему законодательному принципу: каждый закон должен быть посвящен одному вопросу. Этот принцип настолько фундаментален, что даже римское право запрещало так называемые lex satura, то есть «смешанные законы».
Как правило, законы-омнибусы в ЕС применяются редко, например, для модернизации устаревшего регулирования в сфере защиты прав потребителей или финансового надзора. Между тем, предлагаемый Комиссией «Омнибусный пакет упрощения» представляет собой масштабный, систематический пересмотр решений, которые были приняты недавно и еще даже не полностью реализованы.
Полный текст этого всеми ожидаемого законопроекта будет обнародован не ранее 26 февраля. Но предполагается, что в нем будут отменены нормы ключевых актов, вступивших в силу в течение последних двух лет, включая «Директиву о корпоративной отчетности в области устойчивого развития» (CSRD), «Директиву о надлежащих корпоративных проверках в области устойчивого развития» (CSDDD), а также европейскую таксономию устойчивого финансирования.
Этим беспрецедентным нормативным откатом фактически демонтируется тщательно согласованная система регулирования устойчивого развития, причем до того, как она успела принести значимые результаты. В дальнейшем ожидаются и другие омнибус-пакеты для разных отраслей, которые затронут финансовое регулирование, налогообложение, госзакупки.
Если говорить шире, выбор ЕС законов-омнибусов в качестве главного метода законотворчества сигнализирует о фундаментальном сдвиге в подходах Комиссии к регулированию. Это ставит под угрозу правовую предсказуемость, от которой зависит бизнес, и правовую определенность, необходимую для привлечения инвестиций в зеленый и цифровой переходы.
Вместо упрощения доступа бизнеса к частному финансированию (в соответствии с инициативой Союза сбережений и инвестиций), разворот Комиссии к дерегулированию может подорвать доверие инвесторов и стабильность регулирования ровно в тот момент, когда ЕС отчаянно нужно привлекать капиталы и повышать конкурентоспособность. На фоне усиления политической неопределенности европейские зеленые инвестиции уже сбавили темп: в 2024 году они снизились на 6,5%.
Нетрадиционные подходы Комиссии, скорее всего, вызовут волну дорогостоящих судебных разбирательств по поводу толкования «упрощенных» правил и их законности. Хуже того, они могут ограничить способность Комиссии выполнять одну из главных функций: регулировать экономику ЕС и определять социальную политику, обеспечивающую процветание и безопасность европейским гражданам.
Будущие историки, наверное, назовут выбор Комиссией омнибусного законодательства решающим моментом в потерянном десятилетии европейской политики. После пяти лет, потраченных на создание инклюзивной и дальновидной системы регулирования, начинаются пять лет ее планомерного демонтажа в угоду немногим обладателям привилегий.
Если ЕС продолжит реализацию программы дерегулирования, он рискует потерять один из самых ценных активов. Много лет его эффективное регулирование способствовало экономическому и социальному прогрессу, укрепляя мировое влияние блока. Не исключено, что масштабным дерегулированием ЕС сам себя ведет к полному провалу, лишаясь не только возможности защищать европейцев, но и остатков авторитета в сфере нормотворчества.
Начатая ЕС работа по упрощению, воплощением которой стали законопроекты-омнибусы, призвана повысить конкурентоспособность Европы, однако, ослабив «эффект Брюсселя», она приведет к обратному результату. ЕС стоит перед жестким выбором: либо продолжать устанавливать мировые стандарты, либо демонтировать свой нормативный скелет и уменьшить влияние на мировой арене. Во втором случае резко снизится приверженность принципам верховенства закона, на которых держится вся конструкция Евросоюза.