Цифра дня: Сколько стоит создать лекарство
Смотря как считать, но может доходить почти до $10 млрд за один препарат

По результатам исследования JAMA Internal Medicine, в среднем фармакологические компании тратят на создание одного лекарства от онкологии $648 млн. Казалось бы, огромная сумма. Но специалисты Tufts Center for Study of Drug Development вывели другую цифру — $2,7 млрд на одно лекарственное средство от рака.
С выводами обеих организаций не согласен Мэтью Херпер из Forbes, который посчитал затраты на исследования и вывод лекарств на рынок за десять лет и получил совсем другие цифры. Так, по его расчетам, стоимость создания одного лекарственного средства в среднем чуть больше $5 млрд!
Херпер отмечает, что реальные затраты на создание одного лекарства могут начинаться от $10 млн. Но дело в том, что 95% разрабатываемых препаратов так и не доходит до рынка, потому что лекарства не проходят проверку на эффективность и безопасность. Таким образом, цена этих неудач ложится в стоимость того небольшого количества препаратов, которые все-таки доходят до пациентов.
Как Харпер вывел $5 млрд? Он посчитал расходы AstraZeneca на исследования за 10 лет — $38,2 млрд. За этот же период фармкомпания вывела на рынок только 4 препарата, что в среднем дает $9,55 млрд на один препарат. За те же 10 лет Pfizer потратил на R&D $77 млрд и вывел на рынок 10 лекарств, что составляет $7,7 млрд на одно лекарство.
Интересны и другие наблюдения автора Forbes: стоимость лекарства сильно зависит от того, сколько в целом медикаментов выводит на рынок одна компания. Он проанализировал 98 производителей и выяснил, что из них 66 компаний произвели за 10 лет только по одному лекарственному средству. У этой категории средние затраты составили $351 млн на один препарат.
У тех компаний, которые за декаду создали от 8 до 13 препаратов, средняя сумма затрат составляет $5,4 млрд. Если же компании сделали от 2 до 3 лекарств за 10 лет, то у них медиана — $1,8 млрд за одно средство.
Почему стоит обращать внимание на такие цифры? Цены на лекарства для пациентов год за годом только растут. У фармакологических компаний растут затраты на их создание. Это приводит к тому, что многие производители лекарственных средств начинают меньше вкладывать инвестиций в разработку новых препаратов, особенно это касается вакцин. Поэтому проблема высоких затрат на создание лекарств касается практически каждого.