Технологии будущего: вклад SITA в комфорт и безопасность мирового воздушного транспорта

Лидер в сфере технологий для авиаперевозок помогает внедрять глобальные отраслевые тренды и передовые ИТ-решения в авиационную индустрию Казахстана

Вице-президент SITA в Восточной Европе, СНГ и странах Балтии Марина Звягина
Вице-президент SITA в Восточной Европе, СНГ и странах Балтии Марина Звягина
Фото: архив пресс-службы

В 2024 году SITA (Societe Internationale de Telecommunication Aeronautiqes) отмечает 75-летие. Компания стояла у самых истоков трансформации индустрии путешествий и даже внесла весомый вклад в появление интернета. Сегодня SITA — не просто глобальный бренд, а ведущий поставщик информационных технологий для авиатранспортной отрасли. Компания обслуживает около 2500 клиентов по всему миру, ее решения позволяют повышать операционную эффективность более 1000 аэропортов, обеспечивая взаимосвязь внутри глобальной авиационной экосистемы из 17 000 воздушных судов. Коммуникационная сеть SITA соединяет все уголки земного шара и обеспечивает 60% обмена данными для авиатранспортного сообщества.

Вице-президент SITA в Восточной Европе, СНГ и странах Балтии Марина Звягина рассказала о мировых трендах в авиаиндустрии, какие ИТ-решения сегодня наиболее востребованы в гражданской авиации и чем казахстанский рынок авиаперевозок отличается от международного.

Марина, как давно компания SITA присутствует на казахстанском рынке? Сходятся ли тенденции общемировой отрасли с казахстанской? Насколько заметен здесь спрос на ИТ-решения?

— На рынке Казахстана SITA представлена с 1996 года и постоянно расширяет свое присутствие и взаимодействие с представителями национальной авиаотрасли. Однозначно можно сказать, что, инвестируя в цифровизацию своей авиационной индустрии, Казахстан достиг значительного прогресса. Цифровые продукты и услуги находят все более широкое распространение и процесс заметно масштабируется. Тем не менее полное внедрение электронных технологий и широкое использование цифровых решений для управления багажом и транзитом пассажиров все еще в процессе.

Фото: архив пресс-службы

SITA является, если можно так выразиться, законодателем мод в сфере цифровых технологий в авиации. В том числе благодаря нашей работе, пассажиров в Казахстане уже не удивить тем фактом, что большинство крупных аэропортов предлагают цифровые услуги, например онлайн-регистрацию и электронные посадочные талоны, а авиакомпании — онлайн-бронирование и мобильные приложения. Тем не менее мы видим свою задачу более широко — показать рынку новые горизонты, которые помогут ему соответствовать глобальным амбициям отрасли. Очередной точкой роста в данный момент становятся решения по самообслуживанию для пассажиров, к которым они тоже начинают постепенно привыкать — в первую очередь это киоски для самостоятельной регистрации и сдачи багажа. Следующим логическим этапом может стать внедрение биометрии с соблюдением всех стандартов безопасности местных регуляторов.

В Казахстане сейчас идет активное развитие авиационной инфраструктуры: в Алматы запустили новый терминал для международных полетов; в Астане и ряде других городов идет активная модернизация воздушных гаваней. С какими компаниями SITA сотрудничает в Казахстане?

— SITA сотрудничает с ведущими аэропортами Казахстана, включая Астану, Алматы и Шымкент. В апреле 2023 года Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев и SITA подписали широкомасштабную программу инвестиций в ИТ-системы, которая включает внедрение и интеграцию передовых цифровых решений для автоматизации и оптимизации процессов, включая обслуживание пассажиров и обработку багажа.

Технологиями SITA также пользуются все крупнейшие авиакомпании республики — Air Astana, FlyArystan, SCAT, Sunday Airlines, Qazaq Air. Это различные решения для обеспечения качественной связи как на земле, так и во время полета, а также инновационные разработки от отслеживания воздушных судов в режиме реального времени до обеспечения топливной эффективности на всех этапах полета.

Какие продукты могут быть наиболее интересны вашим клиентам?

— В глобальном масштабе SITA обслуживает примерно 90% авиационного бизнеса, то есть практически каждый пассажирский рейс в той или иной степени использует наши технологии. Мы предлагаем более 400 продуктов и услуг в различных категориях, включая операционную деятельность аэропортов и авиакомпаний, управление багажом, пограничный контроль, обработку данных пассажиров, ИТ-инфраструктуру аэропортов, кибербезопасность и анализ данных.

Еще в 2017 году компания представила технологию биометрической идентификации по лицу SITA Smart Path, которая на сегодняшний день применяется в десятках аэропортов по всему миру. Технология продолжает развиваться, в том числе за счет интеграции с мобильными устройствами и использования ИИ.

Если говорить о Казахстане, здесь высок интерес к технологиям, которые позволяют авиакомпаниям внедрять интеллектуальные системы по оптимизации использования топлива и обработке информации об особых погодных явлениях для авиадиспетчеров и пилотов. В первом случае благодаря машинному обучению наша система может создавать фактическую базу данных о пройденных маршрутах на основе истории компании и указывать пилоту, сколько топлива и времени он может сэкономить в зависимости от характеристик конкретного самолета, ветра, температурных условий, рекомендованных спрямлений и других данных. Во втором — полетные диспетчеры и пилоты получают доступ к информации об особых явлениях погоды в режиме реального времени из нескольких источников, что позволяет им принимать более быстрые и правильные решения, повышая тем самым комфорт и безопасность полетов. Это напрямую отражается на пассажирах, даря им ощущение спокойствия и уверенности в каждом моменте путешествия, когда можно расслабиться и наслаждаться небом без лишнего волнения.

Фото: архив пресс-службы

Современную историю гражданской авиации сегодня многие эксперты делят на допандемийный и постпандемийный периоды. В 2020–2021 годах в отрасли присутствовал объективный фактор снижения показателей. С начала 2022-го — идет заметный рост. Что вы можете рассказать о результатах своей компании? Вырос ли спрос на ПО, иные цифровые продукты SITA?

— C 2020 года авиакомпании стали наращивать расходы на ИТ, и ключевыми инвестиционными приоритетами стали бизнес-аналитика и искусственный интеллект. К 2023 году с ростом популярности генеративного ИИ сдвиг стал еще более очевиден — авиакомпании начали инвестировать в преобразующие технологии для решения операционных задач, оптимизации обслуживания пассажиров и повышения экологической устойчивости. Поскольку вопросы устойчивого развития все чаще выходят на первый план, авиаперевозчики стали также внимательнее изучать вопросы использования экологичного авиационного топлива, эффективности оборота воздушных судов и наземных операций.

Кроме того, важной областью для инвестиций стали технологии, ориентированные на пассажиров — решения для бесконтактной проверки личности, самообслуживания и мониторинга процессов в реальном времени. Биометрия становится обычным явлением, помогающим контролировать очереди, при этом 70% авиакомпаний ожидают, что к 2026 году будет внедрено управление биометрической идентификацией, а 90% аэропортов инвестируют в крупные программы или НИОКР в этой области.

Для SITA, сыгравшей одну из важнейших ролей в процессе восстановления воздушного транспорта и разработке технологий для цифровых путешествий, 2023 год стал рекордным — около $1,5 млрд выручки за год (рост примерно на 7% год к году).

Какие новинки запускаете? Поделитесь вашими планами.

— Поскольку путешествия становятся все более доступными и интермодальными, значимость унифицированных цифровых систем, которые упрощают пассажирские перевозки по суше, морю и воздуху, постоянно растет. Соответственно, расширяется и портфолио SITA, в том числе за счет приобретения компаний — поставщиков продуктов и услуг в сфере авиации и бизнес-аналитики. Только с начала 2024 года компания совершила два крупных приобретения — MATERNA IPS, лидера в области систем автоматической сдачи багажа, и компании ASISTIM, эксперта в сфере управления полетами. Полагаю, что последнее может иметь потенциал для наших партнеров в Казахстане, поскольку позволит авиакомпаниям передавать критически важные операции на аутсорсинг и оптимизировать решение вопросов, связанных с набором, обучением и удержанием штата сотрудников центра оперативного управления.

Также в этом году SITA совершила серьезный шаг в сфере сквозных технологий для путешествий, запустив компанию SmartSea, работающую в секторе морского транспорта. Поскольку сфера морских перевозок сталкивается с аналогичными вызовами, она может существенно выиграть за счет технологий для авиаперевозок.

Фото: архив-пресс-служба

Каким вы видите будущее технологий в сфере путешествий? Каким может быть вклад SITA в формирование пользовательского опыта будущего?

— За, казалось бы, простыми с точки зрения пассажира вещами в нашей отрасли чаще всего стоят большие и сложные процессы. Если представить себе мир, в котором пассажир полностью управляет своим путешествием, а аэропорты и авиаперевозчики функционируют максимально эффективно на всех этапах, это будет именно то будущее, к которому стремится SITA, и то, чем мы по-настоящему увлечены.

Помимо разработки технологических решений SITA глубоко и на регулярной основе изучает отрасль совместно с пассажирами, аэропортами и авиакомпаниями, проводя масштабные ежегодные исследования. Результатами мы делимся в публичных отчетах, и эта своеобразная «сверка часов» помогает общему прогрессу и обучению отрасли, способствует пониманию глобальных трендов и поиску новых точек роста.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте