С сохранением памятника архитектуры: предложен альтернативный проект аэропорта Алматы
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/81ff2909-73c0-4318-ba22-09dbb2f98772.webp)
Проект в четверг, 3 июня, представил онлайн архитектор Айдын Акбай. Вначале он напомнил историю аэропорта, который был открыт в 1936. В 1957 терминал перестроили в национальном стиле по проекту Адамбека Капанова, в последующем — главного архитектора Алма-Аты. В 1976 было построено новое здание, созданное в стиле советского модернизма. Уже в 1979 это строение было признано памятником архитектуры.
- В ночь с 9 на 10 июля 1999 произошел пожар, - отметил спикер, назвав происшествием «странным».
С 2004 функционирует нынешний терминал. В мае 2020 был подписан договор о покупке аэропорта и связанных с ним предприятий у бизнесмена Тимура Кулибаева (№5 рейтинга Forbes Kazakhstan), который управлял ими через Venus Airport Investments B.V., за $415 млн. Покупателем выступил консорциум, сформированный турецкими TAV Airports и VPE Capital. В конце апреля 2021 компания TAV Airports завершила выкуп и взяла на себя управление операционной деятельностью аэропорта Алматы.
Второго мая 2021 на официальной странице аэропорта Алматы в Facebook был опубликован эскиз проекта нового терминала воздушной гавани южной столицы. Судя по рисунку, новое здание будет расположено севернее действующего международного терминала.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/224d568f-a32a-4a82-9ddd-98ddde42ef41.webp)
По всей видимости, проект не понравился архитектору Айдыну Акбару и он представил свой, предусматривающий сохранение исторического здания на прежнем месте (инвесторы предполагают перенести строение).
- Главные линии архитектурного образа — бескрайние степи, плавно переходящие в величественные горы Алатау. Также контурная линия нового терминала подчеркивает и продолжает элегантную форму кровли сегодняшнего аэровокзала, - объяснил Акбар и подчеркнул: - Новый терминал строится фоном за историческим зданием, он станет ядром внешнего и внутреннего пространства.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/022222c7-692a-4b73-9158-0fd38f524cd6.webp)
На привокзальной площади предлагается разбить парк.
- Это ультрасовременное решение, все аэропорты стремятся делать активное озеленение, и мы будем с ними на одной на волне, - пообещал архитектор. - Мы полностью убрали машины с площади в подземный автопаркинг, отдали приоритет пешеходам.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/5e84c1cb-066f-4018-85ae-9e82d5c02971.webp)
В интерьере терминала также использовано активное озеленение.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/b04def3d-4eb8-4231-8ad3-408b5536bb9a.webp)
Для стеклянной кровли проектировщик придумал элементы традиционных цветов шелковой ткани как символы Великого шелкового пути или «пестрых гор» Алатау.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/7a6c2047-1128-464e-809c-66014d341ff4.webp)
Как считает Айдын Акбар, своим проектам он «возвращает историческую справедливость», восстанавливая модернистскую архитектуру сгоревшего здания.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/ed3925a7-f1d7-40d0-b8bc-065f0e134279.webp)
На вопрос о стоимости строительства у спикера ответа не было, так как по эскизу это просчитать невозможно, но Акбар уверен, что отказ от переноса старого здания значительно удешевит проект и даст возможность на сэкономленные средства разбить парковую зону на привокзальной площади и улучшить интерьер терминала. Сделать проект дороже способны подземный паркинг и торговый центр.
- Аэродромная часть будет такая же, как и в предыдущем проекте. Технологические решения сохранил, - добавил спикер
Архитектор надеется, что по меньшей мере элементы его проекта будут использованы турецкими инвесторами при постройке нового аэропорта.
- Мы имеем право на то, чтобы наше мнение учитывалось при любом строительстве, которое затрагивает наши интересы. Сразу после презентации хотим отправить проект в акимат, - сообщил он.
Как известно компания TAV Airports планирует инвестировать около $200 млн в строительство нового международного терминала, что, по расчетам, удвоит пропускную способность аэропорта до 14 млн пассажиров в год. Ожидается, что строительство будет завершено менее чем за три года. Консорциум получил одобрение кредита от Международной финансовой корпорации и Европейского банка реконструкции и развития на финансирование 50% приобретения и 100% инвестиций в новый терминал. Ожидается, что финансирование будет предоставлено в третьем квартале 2021, а строительство завершится менее чем за три года. В целом иностранные инвестиции должны составить $600 млн.