Превращение в финтехбабочку

Как TAS Group превращается в финтех- и IT-компанию

Дулат Тастекей
Дулат Тастекей
Фото: архив пресс-службы

Лишь небольшая часть компаний, работающих на финансовом рынке Казахстана, стремятся стать финтехами и потому внедряют различные технологичные решения. TAS Group делает это усиленно и целенаправленно: несколько последних лет эта группа финансовых компаний активно инвестирует в IT, разрабатывает собственные информационные продукты и не скупится на инновации. Что уже сделано и что планируется сделать — об этом рассказал основатель и совладелец TAS Group Дулат Тастекей.

Каждый седьмой — айтишник

Превращением TAS Group в финтех Дулат Тастекей занимается уже несколько лет. Когда компания только появилась, а это было 15 лет назад, работать приходилось так: в газете «Колеса» давали объявления, указывали личный номер владельца бизнеса — и тот сам принимал звонки, приглашал потенциальных клиентов в офисы. В каждом офисе, конечно, имелся компьютер с установленной информационной системой, но связи между компьютерами в разных офисах не было. Сотрудники оформляли кредиты вручную, распечатывали документы на бумаге, ездили в ГАИ, чтобы регистрировать договоры. Клиенту же потом приходилось приезжать именно в то отделение, где с ним заключили договор, чтобы вносить платежи.

Но появились технологии — и все изменилось. Дулат Тастекей решил, что его компания будет в числе тех, кто «оседлал» тренд, и потому начал активно внедрять в ее работу различные IT-решения. Причем существенную часть компания разрабатывает сама: из 500 сотрудников сегодня 70 — это айтишники. TAS Group уже автоматизировала 80 % внутренних процессов, включая отчетность, программа, созданная специалистами компании, рассчитывает провизии. Собственная система учета FinCore, Power BI и Bitrix24 — все это уже давно применяется в компании.

Робот у аппарата!

Но для клиентов самое интересное — это, конечно, то, насколько просто и эффективно они могут взаимодействовать с финансовой компанией. Подача заявки, оценка залога, подписание документов, погашение — клиент TAS Group теперь проходит свой путь онлайн. Компания интегрирована с платежными системами банков, все офисы TAS Group объединены единой информационной системой, и потому нет разницы, в какое отделение придет человек, чтобы получить услуги.

Более того, TAS Group берет себе в союзники искусственный интеллект. Технологии AI внедряются внутри компании на разных уровнях и в разные процессы. Робот отслеживает движение клиента. Например, принимает, обрабатывает и анализирует звонки в контакт-центре (как и напоминает при необходимости о времени погашения). Взаимодействие сотрудников с клиентами по телефону тоже контролирует искусственный интеллект.

«Раньше аналитику разговоров мы делали вручную. Теперь за это отвечает робот. Он не устает, не требует отдыха, и его производственные мощности колоссальны. Если раньше из 100 звонков мы могли прослушать, условно, 10, то робот теперь обрабатывает все 100. Представьте: в год мы получаем сотни тысяч звонков и можем обработать их все. И за счет этого — сделать качественную и глубокую аналитику, что позволяет получить более точное представление об уровне сервиса и скорректировать скрипты. Причем наши роботы способны распознавать и казахский, и русский, поэтому понимают клиентов, даже когда те смешивают языки», — рассказывает Дулат Тастекей.

AI-ассистенты для сотрудников

Следующий шаг — использование искусственного интеллекта в маркетинге. Например, AI позволит формировать портрет клиента системно, регулярно, с учетом постоянных изменений. Для человека это сложная задача. «Искусственный интеллект будет анализировать портрет клиента ежесекундно и сможет построить один или несколько портретов. За счет этого мы будем точно знать, кто наш клиент. Поэтому сможем таргетированно привлекать потенциальных заемщиков, оптимизируем рекламный бюджет и сделаем его более эффективным. Это, в свою очередь, поможет нам управлять качеством портфеля. У нас NPL и так низкий, на уровне 3 %, но с помощью технологий мы планируем еще уменьшить этот показатель», — говорит собеседник.

В TAS Group уже реализована система скоринга на основе machine learning. Клиента оценивают по трем моделям — на основе данных кредитных бюро, на основе собственных данных и на основе данных госбаз. Обобщенный скоринг, над формированием которого сейчас работает компания, позволит еще больше повысить качество клиента. Помимо этого, в компании хотят применять искусственный интеллект при оценке предмета залога — недвижимости или автомобиля: поскольку рынок постоянно меняется, то стоимость принятого в залог имущества тоже меняется.

«Со временем AI заменит оценщика-аналитика и даст нам хорошую производственную мощность. Мы не будем зависеть от человеческого фактора. Так же, как и от рабочего времени: за счет интеграции с госбазами сможем оказывать услуги в режиме 24/7 — проверять данные клиента, оценивать, регистрировать, снимать залоги и т. д. То есть система сама будет проводить все необходимые процедуры, формируя качественный кредитный портфель. И так будет по всем направлениям работы компании. Мы хотим, чтобы у сотрудников, будь то финансовые аналитики, эйчары или юристы, был свой AI-ассистент. Это существенно повысит наш КПД», — обрисовывает Дулат Тастекей планы.

Собеседник не исключает, что в будущем у TAS Group может появиться собственная языковая модель, это будет зависеть от требований регулятора и норм законодательства. Она станет основной для «мозга компании», в который «зашьют» должностные инструкции, профтребования, информацию о необходимых компетенциях и т. д. — такой «мозг» может стать универсальным сотрудником или коучем для новичков, например. Возможностей в этом направлении много, уверен глава компании.

Планы и масштабы

Несколько последних лет TAS Group активно работает над формированием двух компетенций, которые считает основными для себя. Первая заключается в точном знании продукта и способности оцифровать, автоматизировать и усилить его с помощью AI. Вторая — умение правильно масштабировать продукт глобально. С помощью двух этих компетенций компания планирует следовать своей миссии — поддерживать малый и средний бизнес во время кассовых разрывов и других финансовых трудностей, потому что МСБ — это основа экономики любой страны.

На вопрос, есть ли планы у TAS Group монетизировать свои разработки, предлагая их рынку, Дулат Тастекей отвечает, что пока нет.

«Мы сосредоточены на собственном бизнесе и собственном продукте, будем вкладывать ресурсы в него. Нам важно оставаться в своей бизнес-модели и локализовывать свои IT-решения. Если научимся это делать наилучшим образом, то TAS Group станет быстрорастущим, масштабируемым финтехом, который сможет предоставлять услуги там, где это позволяет законодательство. Мы уже работаем в Узбекистане и России и готовы расширить географию присутствия в новых странах. Кроме того, в ближайшем будущем при сохранении таких темпов развития компания планирует выйти на IPO. Для достижения этой цели мы не будем жалеть сил и ресурсов на преобразование TAS Group в сильную финтехкомпанию», — заключает собеседник.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте