В Алматинской области обещают построить наукоград. Какие ещё мегапроекты планировались в регионе

Город науки продолжает череду масштабных замыслов акимов области

Футуристический город будущего
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

О том, что в Алматинской области планируют построить новый город науки и инноваций, сообщил на своей странице в соцсетях аким области Марат Султангазиев. Название будущего города уже есть — Академ Алатау. Строить его собираются его рядом с БАКАД, на пересечении с Кульджинским трактом и Большим алматинским каналом. 

Как сообщили инициаторы проекта в ходе его презентации, в наукограде будет «мощный образовательный кластер» с современными университетскими кампусами и общежитиями для студентов на 14,5 тыс. мест.

«Наукоград станет точкой притяжения для талантливой молодежи, ученых, предпринимателей, стремящихся к реализации своего потенциала. Здесь им будут предоставлены все возможности для развития и роста», — передает слова руководителя управления архитектуры Болата Мусылманбекова областной Telegram-канал.

Как рассказали в акимате, помимо образовательных учреждений, в наукограде будут построены жилые кварталы, предназначенные для профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, специалистов инновационных отраслей. Работать там будут около 25 тыс. человек, а проживать — 61 200. По информации акимата, общая площадь жилого фонда в новом городе составит 1 835 900 м². 

Сроки реализации этого проекта, как и предполагаемые инвестиции, в акимате не указали.

Наукоград — не единственный масштабный проект, который планировали строить в Алматинской области. Почти 18 лет назад между Алматы и тогдашним Капшагаем (ныне — Конаев) обещали построить 4 города: Gate City — деловой и финансовый центр, Golden District — образовательный и медицинский хаб, Growing District — инновационно-индустриальная и торгово-логистическая зоны, Green District — туристический кластер. Планировали построить 88 млн кв. метров жилых домов, 48 млн квадратов коммерческих зданий и к 2050 году переселить туда 2 млн человек.

Разговоры об этом проекте велись с 2006 года, были израсходованы десятки тысяч долларов, но строительство так и не началось. 

Вместо четырех городов на месте G4 City открыли специальную экономическую зону «Алатау» площадью 30 тысяч га. Как надеется Султангазиев, СЭЗ обеспечит благоприятный климат для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций и станет первым шагом к созданию нового города.

Еще более грандиозными были планы у Каната Бозумбаева, теперешнего вице-премьера, а в апреле 2022 года — акима Алматинской области.

«Никаких четырех городов не будет, будет один город Gate District, он будет начинаться от Первомайки (ранее поселок, сейчас — микрорайон Кемел на севере Алматы — F) и до Капшагая, — говорил он в интервью на YouTube-канале BaitassovLive. — Там 37 миллиардов тенге инвестировано уже… Это будет большой город, разделенный на четыре района — шириной 40 километров, длиной 70 километров».

По словам Бозумбаева, в мегагороде должны открыться мировые университеты, медицинский хаб, крупные дата-центры и парк развлечений вроде «Диснейленда». «Иностранные инвесторы смогут получить вид на жительство. Предполагается, что весь город будет регулироваться английским правом, юрисдикция будет МФЦА. В проекте есть и аэропорт, в отдаленной перспективе», — делился задумками экс-аким. Кстати, аэропорт тоже был в планах: еще в 2000 году тогдашний глава Алматинской области Заманбек Нуркадилов заложил камень в основание будущей воздушной гавани под Капшагаем.

Менее футуристичные, но не более реализуемые проекты касались транспортной связанности пригородов Алматы. Будучи акимом мегаполиса, Бакытжан Сагинтаев в 2020 году заверял, что провел работу с КТЖ, а также заручился поддержкой президента для запуска электричек из Алматы до Каскелена, Талгара, Узынагаша. В феврале 2021 Сагинтаев еще раз подтвердил свое намерение и сообщил, что инвестор уже найден.

Летом 2023 года акимат Алматинской области заявил, что подписал меморандум с турецким инвестором о строительстве ЛРТ по маршруту Каскелен — Есик — Талгар — Алматы — Узынагаш. В январе 2024-го стало известно, что для этого проекта даже не разработано технико-экономическое обоснование.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте