Все в дом: как в Resmi решил создать финансовый холдинг на базе Yurta
![Александр Манаенко Александр Манаенко](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/1cafd7c5-515d-4ffa-821b-aa726919a9f6.webp)
Будущее за системными платежными решениями, уверен директор финтехкомпании Yurta Александр Манаенко. Пять лет назад по инициативе акционера инвестиционный финансовый дом (ИФД) Resmi перезапустил финансовый бизнес, уходя от классического инвестбанкинга в сторону набиравших популярность платежных решений. Была принята концепция Yurta с бизнес-моделью «финансы на 360 градусов», в которой все просто, выгодно и надежно.
Юрта – это мобильный круглый дом. Для потребительского финансового бизнеса юрта символизирует колесо потребностей, когда в центре внимания – потребитель и его повседневные нужды. «Мы пошли по этому колесу, постарались быть consumer centric: изучили платежи, переводы, кредиты, страхование, системы лояльности и личные инвестиции. Стали смотреть, какие еще проекты можно сделать внутри этих направлений», – рассказывает Манаенко. К тому времени он ушел с позиции главы ИФД Resmi, перейдя в его совет директоров, чтобы далее возглавить управляющую компанию создаваемого финансового холдинга.
![Вторая Respublika. Как Кайрат Мажибаев строит новый бизнес на 4,5 млн пользователей](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/ecba37ac-b07e-4c1d-92c4-fe6083218b85.webp)
Вторая Respublika. Как Кайрат Мажибаев строит новый бизнес на 4,5 млн пользователей
Председатель совета директоров группы компаний RESMI рассказал Forbes Kazak... →
Новая команда не стала двигаться как стартап и создавать продукты с нуля, а изучила, какие проекты можно купить в финансовых секторах. Yurta задумывалась как super app для финансовых продуктов и решений, и первой покупкой стала RPS Asia – платежная организация с лицензией Нацбанка на проведение платежей, эмиссию электронных денег, создание кошельков. RPS Asia стал платежным шлюзом экосистемы Yurta с передачей платежных транзакций через мобильное приложение и электронный кошелек с привязанной к ним виртуальной картой VISA, поддержкой Apple Pay, Samsung и Android Pay. Платежный шлюз дал возможность «навешивать» на экосистему различные сервисы, а принцип конструктора в их подборе – добавлять нужную инфраструктуру в копилку экосистемы.
Yurta основывается на двух ключевых направлениях. Первое: Yurta Dom – интегрированная система по управлению отношениями В2b2c в ЖКХ. Основа сервиса, купленный после RPS Asia информационно-вычислительный центр (ИВЦ) – оператор единого платежного документа для оплаты услуг ЖКХ. Yurta Dom начинался с формирования единого платежного документа для домохозяйств в бумажном виде. Затем документ уже предоставлялся в электронном формате. На его основе RPS Asia распределял платежи по поставщикам услуг для органов управления ЖКХ. Сейчас в системе посредством мультиприложения расширены транзакции до треугольника В2b2c, где с – это домохозяйства, b – КСК и ОСИ, а В – субъекты естественных монополий и поставщики услуг. Для каждой аудитории есть свое цифровое решение по принципу «одного окна».
Домохозяйства управляют платежами и коммуникациями. Через приложение можно оплачивать счета и контролировать расходы (показания индивидуальных приборов учета, квитанции и история платежей собраны в одном месте), при этом приложение оцифровывает показания счетчика и заносит их в систему. Органы управления ОСИ и КСК внутри Yurta Dom в приложении «Yurta Абонент» видят задолженность домохозяйств и состояние платежей, показания счетчиков, протоколы голосования. Алгоритм помогает управлять финансовым потоком и разносит платежи по двум счетам: операционный (средства для содержания КСК или ОСИ) и накопления на капитальный ремонт. Дополнение для КСК и ОСИ – маркетплейс смежных отраслей, где можно найти лучшее предложение, например, по охране или клинингу, изучив рекомендации рынка и цены. Монополистам и поставщикам услуг (клиентам категории В) мультиприложение предлагает контроль платежей и показаний счетчиков.
![Как будет развиваться open banking в Казахстане и кого допустят к пилоту](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/19b25b6a-c03a-40e9-8c1c-018fb68d52e3.webp)
Как будет развиваться open banking в Казахстане и кого допустят к пилоту
Казахстан в этом вопросе идёт по пути европейских регуляторов →
Сейчас Yurta Dom обслуживает более 2 млн лицевых счетов домохозяйств, годовой оборот транзакций составляет более 24 млрд тенге, услугами пользуются в Алматы, западном и восточном Казахстане, Таразе, и запущен пилот в Кыргызстане, в городе Бишкеке. «В этом секторе было много стартапов, но практически все через определенное время «сдувались». Мы же пошли от двусторонних платежей к маркетплейсу. Если спросить, зачем нужен еще один кошелек, когда есть продвинутые приложения банков, отвечу, что наш функционал расширен и открыт для всех игроков на этом поле. Банки-партнеры используют возможности RPS Asia в своих приложениях. Когда вы делаете платеж через приложение банка, он зачисляет деньги платежной организации, то есть нам, и мы рассчитываемся с поставщиком услуг», – отмечает собеседник.
По его мнению, банкам выгодно работать с RPS Asia как с outsourced, так как идет экономия по IT и по учету транзакций: банк делает одну интеграцию и одну сверку с платежной организацией, которая сверяет данные со всеми поставщиками услуг для клиентов банков. Еще платежный агрегатор расширяет каналы получения новых клиентов. Если, к примеру, учебное заведение хочет получать деньги за услуги через интернет-банкинг, ему придется объехать все банки Казахстана и Кыргызстана, со всеми договориться, интегрировать с ними IT, делать ежемесячные сверки. «Это в большинстве случаев нереально. В случае заключения контракта с RPS Asia получается быстрый запуск через «одно окно», – поясняет Манаенко. В 2022 году годовой оборот RPS Asia достиг 180 млрд тенге. К платежам подключено 14 банков и свыше 180 платежных агентов с охватом более 1 млн пользователей.
Межвидовые коллаборации
Второе ключевое направление Yurta – система лояльности Yurta Multi App, которую финтех организует для своих партнеров – известных брендов и сетей. В мире крупный ретейл уже подошел к пониманию активного развития финтехрешений. Они дают экономию на платежах, гибкость программам лояльности, упрощают клиентский путь, а главное – обеспечивают инвестиции в финтех. Крупные сети получат преимущество, так как их финтехи предлагают сетям и магазинам «у дома» решения в виде электронных кошельков покупателей, расширяя возможности использования баллов и бонусов торгового бренда.
![Александр Манаенко Александр Манаенко](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/d5e0eb73-6544-499a-9ac1-93ce4ae8d664.webp)
В Казахстане производители первыми стали использовать финтехпартнеров в программах лояльности. Yurta Multi App конвертирует бонусы в живые деньги в кошельке Yurta. «Пользователи могут конвертировать свои баллы в других приложениях в деньги или оплату услуг в приложении Yurta. Для этого провели агрегацию баллов лояльности, но с акцентом не на банки, так как они заинтересованы, чтобы потребитель тратил бонусы в их экосистеме, – поясняет Манаенко и уточняет, что super app Yurta строится как открытая система, в которую могут войти любые игроки FMCG: – Когда вы покупаете продукты питания, поставщик этой продукции хотел бы сказать вам спасибо своим бонусом. Если вы предпочитаете этот бренд, то, чтобы наладить с вами коммуникацию, бренд создает систему лояльности, которая влияет на рост продаж».
![Бинур Жаленов, Нацбанк: Неконтролируемая цифровизация – угроза банковской конкуренции](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-09/7ded1a91-ba42-4562-b234-c7d492324cc7.webp)
Бинур Жаленов, Нацбанк: Неконтролируемая цифровизация – угроза банковской конкуренции
Почему при внедрении ИИ и цифровых продуктов нового поколения на финансовом... →
Программа лояльности в Yurta Multi App начисляет бонусы как магазину, так и покупателю. Монетизацию проводит кошелек Yurta, конвертируя баллы в деньги при оплате товара в этом же магазине или при оплате сотовой связи, услуг ЖКХ, платежа по кредиту и т. д. «Платежи становятся гибкими, этого ждет от них клиент. Ему интересна свобода в использовании бонусов программы лояльности другой компании, как правило, даже не из этого сектора», – делится наблюдениями собеседник. В проекте участвуют RG Brands с приложением Vpluse, Sulpak и другие. По словам Манаенко, Vpluse не столь важно, что его бонусы потратят не на его продукцию. За счет мотивации компания рассчитывает на построение лояльных долгосрочных отношений с потребителем. А super app Yurta получит новых пользователей, которым можно предложить услуги в общей экосистеме. «Заводя кешбэк от магазина в Yurta, мы даем клиенту решения по оплате, накоплению, кредитованию, а производитель больше продает своей продукции. Чем больше мы увеличим количество поставщиков брендов в системе, тем больше потребитель получит бонусов и свободы распоряжаться ими. Концепция закрытых экосистем – вчерашний день», – рассуждает Манаенко.
С крупными сетями Yurta работает не только в рамках программ лояльности. Используя платежный шлюз, ретейлу расширяют платежные услуги. Например, если возникают сложности со сдачей при оплате наличными, есть решение для перечисления сдачи на баланс телефона. Дополнительное решение – когда сеть делает кросс-промо с поставщиками услуг, дает решения, чтобы пользователь, накопив сумму по программе лояльности данной сети, мог бы потратить ее на услуги ЖКХ, пополнить подписку в приложении и др. Торговая сеть, таким образом, дает клиенту более широкий маркетплейс, который увеличивает клиентскую лояльность.
Финансы доверят профессионалам
Манаенко обращает внимание на взаимную выгоду сотрудничества финтехов и банков. Набирает силу тренд банковской регуляции, открывающий ранее недоступный банковский рынок финтехкомпаниям. Последние получат доступ к базам данных банковских клиентов и смогут предлагать им свои сервисы. Технология Baas свяжет финтехкомпанию с банком посредством технологий открытого банкинга. Но, скорее всего, цифровая дружба банков и финтехов останется в рамках нынешней иерархии, когда финтехи оказывают услуги банкам незримо для их клиентов, находясь, что называется, «под капотом».
Манаенко отмечает, что Yurta не конкурирует с банками. Для компании банки – это обычные клиенты и партнеры. «Мы привязали виртуальную карту VISA под брендом Yurta к балансу электронного кошелька с помощью крупнейшего банка страны, поскольку законодательство разрешает эмитировать карты исключительно банкам. Это интересный кейс, в котором мы даем банку пул клиентов в лице поставщиков услуг, а взамен обеспечиваем наших потребителей банковским сервисом», – уточняет Манаенко. Для Yurta купили карточный банковский процессинг, чтобы балансы электронных кошельков крутились на программном обеспечении Way4. На этом же ПО работают крупнейшие банки Казахстана и соседних стран. Софт Yurta отечественной разработки, переносит большие нагрузки и имеет защищенные каналы связи. Финтехкомпании через агрегацию систем лояльности поспособствуют тому, чтобы с рынка ушло банковское рабство – у потребителей была возможность выбирать услуги вне зависимости от того, в каком банке открыт счет.
Манаенко говорит, что Yurta имеет большие планы на трансграничные переводы в Центральной Азии, а также в Турцию, ОАЭ и Южную Корею. В будущем переводы станут третьей опорой бизнеса наравне с Yurta Dom и системой лояльности. В Кыргызстане несколько лет назад был куплен «Qiwi Кыргызстан». Сейчас платежный сервис называется «ОНОЙ» и входит в топ-3 платежных систем страны. Через платежный шлюз Yurta поставщики услуг в Казахстане и Кыргызстане получают доступ к банкам в обеих странах. Фактически в ЦА создан первый информационно-платежный тоннель, который в будущем может стать аналогом «центральноазиатского SWIFT» как основы для трансграничных переводов и платежей, говорит Манаенко. Эти решения сейчас интегрируются в партнерские решения с Узбекистаном, продолжая экспансию казахстанских финтехов на финансовые рынки ЦА.
По словам Манаенко, Yurta зарабатывает на транзакциях. В маркетплейсе свыше 4 млн пользователей, годовые показатели превышают 60 млн транзакций и более $600 млн, которые обеспечивают в том числе свыше 7,5 тыс. точек приема платежей и более 3,5 тыс. услуг в Казахстане и Кыргызстане, с более 200 тыс. скачиваний в Казахстане приложения Yurta. Такое «богатство» требует расширения. По словам Манаенко, в основной маркетплейс будут встроены кредитно-финансовая и инвестиционная платформы. Получится полное кольцо финансовых услуг: привлечение и приумножение средств плюс программы лояльности, где можно экономить. Как отмечает собеседник, получается банкинг без банковской лицензии. В свое время Yurta просмотрела много МФО, выставленных на продажу. В итоге решили в сектор напрямую не идти, а сделать открытый кредитный маркетплейс с возможностью кастомизации – «подгонки» ПО под партнера. Чтобы через платежный шлюз поставлять кредитным компаниям клиентов на кредитование, с одной стороны, и принимать платежи в погашение уже выданных займов – с другой.
Открытую концепцию выбрали и для инвестиционного маркетплейса. ИФД Resmi, переименованный в ИФД Yurta, был продан в начале апреля этого года. Работать с любой брокерской компанией, даже зарубежной, внутри super app Yurta будет выгодно по той же причине, что и с МФО: партнер полностью берет на себя свою часть качественного обслуживания клиента. По такому же принципу заходит в Yurta страхование. «Продав инвестиционный дом Yurta, мы готовы к новым проектам по нашему колесу потребностей клиента», – резюмирует Манаенко. По его словам, средства от продажи актива реинвестируются в развитие приложения Yurta и Yurta Dom. «Мы покупаем компании с потенциалом роста, – говорит Манаенко. – Например, RPS Asia имел до покупки ежемесячный оборот в 500 млн тенге, спустя четыре года – 15 млрд тенге в месяц. Рост в 30 раз за счет открытой экосистемы Yurta».