Почему Казахстану необходимо разрешение США на выкуп активов Лукойла в РК
Объяснил Бахтияр Настагимов, эксперт в нефтегазовой отрасли
В октябре 2025 года Минфин США ввел санкции против «Лукойла» и его дочерних компаний. В Казахстане «Лукойл» владеет 100% ТОО «Лукойл Лубрикантс Центральная Азия» (завод по производству смазочных масел в Алматинской области), 5% проекта «Тенгизшевройл» и 13,5% в «Карачаганак Petroleum Operating». Кроме того, в 2023 году компании «КазМунайГаз» и «Лукойл» заключили соглашения по проекту освоения участка недр «Каламкас-море», «Хазар» и «Ауэзов» в казахстанском секторе Каспийского моря. Российская компания владеет 50%-ной долей участия в проекте.
На активы «Лукойла» в Казахстане претендуют три иностранные компании — инвестиционный гигант Carlyle, совместная компания Chevron и Quantum Capital Group, а также фонд International Holding Company из ОАЭ.
Эксперты с которыми беседовал Forbes Kazakhstan считают, что Казахстану желательно самому выкупить активы «Лукойла» в республике. Однако, например, Аскар Исмаилов, основатель PACE Analytics, советник по Центральной Азии Global Gas Center, в интервью YouTube-каналу Forbes Kazakhstan отметил, что здесь для Казахстана важным вопросом является наличие средств на эту покупку. При этом финансист Расул Рысмамбетов не сомневается, что «КазМунайГаз» нашел бы деньги на приобретение этих активов.
А вот Бахтияр Настагимов, эксперт в нефтегазовой отрасли, напомнил, что Казахстану необходимо разрешение OFAC — подразделение при Минфине США, на приобретение казахстанских активов «Лукойла», так как он находится под санкциями. По словам эксперта, не в нашу пользу играет и поправка Джексона — Вэника, которая была принята еще во времена холодной войны и ограничивает Казахстан в переговорах и продвижении интересов республики на территории США с их компаниями, либо правительственными органами.
«Это тот пробел [наличие поправки в отношении Казахстана], который мы должны восполнить, чтобы работать полноценно и не подвергаться каждый раз некоторой обструкции со стороны госорганов США. Каждый раз нам приходится делать определенные кульбиты и объяснять, что мы давно не СССР и все это в прошлом, но это занимает время и ставит определенную печать [на Казахстан] как на неблагонадежных партнеров перед США», — подчеркивает эксперт.
Бахтияр Настагимов также считает, что активы «Лукойла» интересны Казахстану, но не стоит торопиться делать публичные заявления об этом.
Напомним, что Министр энергетики Ерлан Аккенженов в декабре 2025 года говорил, что у Республики Казахстан в соответствии с Кодексом о недропользовании есть приоритетное право на выкуп этих активов и в будущем правительство решит, воспользуется ли им.
Подробнее о ситуации в нефтянке и о том, как ситуация в Венесуэле повлияла на позиции Казахстана в переговорах о продлении контакта по Тенгизу смотрите в интервью Бахтияра Настагимова на YouTube-канале Forbes Kazakhstan.