Питер Фостер: Мы доказали, что можем расти и в кризис

Президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер назвал 2021–2023 годы лучшими в истории компании

Фото: архив пресс-службы

25 мая Tan Media Group организовала бизнес-завтрак с участием Питера Фостера, главного исполнительного директора Air Astana, и Ибрахима Жанлыела, главного финансового директора компании. Модератор мероприятия Арманжан Байтасов сразу отметил значимость встречи: «Нас узнают в других странах по Air Astana», подчеркнув, что компания стала национальным брендом.

Путь к этому признанию был долгим. Фостер рассказал, что, когда он только отправлялся в Казахстан работать в Air Astana, друзья говорили ему: «Это же прямо посередине ничего!», но теперь можно смело сказать, что Казахстан на перекрестке всего и отсюда можно улететь куда угодно.

Сейчас Air Astana находится на новом этапе развития. Компания вышла на IPO, и теперь у нее, как отметил Фостер, «66 тысяч акционеров вместо двух». С момента первого рейса в 2002 году Air Astana выходила в плюс, за исключением 2016 и 2020 годов, связанных с резкой девальвацией тенге и всемирной пандемией. Ибрахим Жанлыел подчеркнул, что Air Astana стала одной из первых авиакомпаний в мире, которая успешно вышла на прибыль, адаптировавшись и преодолев два кризиса: пандемию и конфликт между соседними странами.

undefined
Фото: архив пресс-службы

С выходом на IPO акции компании торгуются в свободном обращении, стоимость волатильна, и вдруг компания объявляет об обратном выкупе акций. Что происходит?

Руководитель отдела по связям с инвесторами Ирина Мартинез объяснила структуру размещения акций: «Все акции, доступные в свободном обращении, размыты по трем биржам. Есть три вида бумаг: ГДР на Лондонской бирже и AIX, простые акции на KASE и акции в тенге и долларах на AIX, что оказывает давление на ликвидность компании. Большое количество ретейл-инвесторов владеют малыми пакетами акций, а крупные инвесторы приобрели акции с учетом нашей истории роста в долгосрочной перспективе и не планируют продавать их сейчас. Это создает ограничения на количество торгуемых акций».

undefined
Фото: архив пресс-службы

Фостер пояснил цель обратного выкупа акций: «Обратный выкуп связан с долгосрочной программой компании по премированию сотрудников. Каждый работник Air Astana со стажем в компании не менее года станет ее акционером. На это выделено $12 млн. «С момента объявления программы 30 апреля 2024 года компании удалось выкупить акции только на $1 млн из запланированных 12 млн. Видимо, мало кто спешит продавать акции Air Astana.

Это лишь часть больших перемен в компании. За I квартал текущего года произошло много положительных изменений. Компания вышла на IPO, обновила корпоративный веб-сайт, модернизировала программу Nomad Club, а аэропорт Алматы запустил новый терминал международных вылетов, что, как ожидается, способствует дальнейшему росту числа пассажиров.

undefined
Фото: архив пресс-службы

«2021–2023 годы были лучшими за всю историю Air Astana. В постковидный кризисный период мы доказали, что способны отвечать на вызовы на рынке, в стране и в мире. До конца года мы планируем увеличить флот до 56 самолетов, а к 2028 году — до 80», — отметил Фостер. При этом расширение парка самолетов включает развитие сопутствующей инфраструктуры и увеличение инженерного и летного состава.

Резидент клуба Parasat Максим Ержанов спросил, почему Air Astana не использует транзитное положение страны для заработка на грузовых перевозках. Фостер ответил: «У пассажирской авиакомпании и грузоперевозчика разные приоритеты. В прямых продажах клиенту конкуренция между этими вещами фундаментальна. Грузовые перевозки менее доходны, поэтому мы этим не занимаемся».

undefined
Фото: архив пресс-службы

Участники бизнес-завтрака также обсудили рынок авиаперевозок в Узбекистане, вопрос популяризации государственного языка, планы по расширению маршрутной сети авиакомпании и как долго Фостер планирует оставаться у руля компании. «Я работаю на основе трехлетнего контракта, который продлевается решением совета директоров. Действующий контракт истекает в 2026 году. Но хочу подчеркнуть, что Air Astana взрастила сильную команду профессионалов и талантливых менеджеров, которые всегда работают в интересах компании», — ответил Питер Фостер.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте