Педро Альмодовар и другие победители Венецианского кинофестиваля
Режиссёр высказался о праве человека завершить жизнь по собственному желанию, особенно когда она сопровождается невыносимой болью

В эти выходные завершился 81-й Международный Венецианский кинофестиваль. Главная награда — «Золотой лев» — была вручена испанскому режиссёру Педро Альмодовару за картину «Соседняя комната» (в другом переводе — «Комната по соседству», The Room Next Door). Фильм основан на романе Сигрид Нуньес «Что ты переживаешь» (2020). В центре повествования — умирающая от рака журналистка (Тильда Суинтон), которая восстанавливает связь со старой подругой (Джулианна Мур) и просит её сопроводить в последний путь.

Картина затрагивает темы жизни и смерти, дружбы, семейных связей, а также эвтаназии, которая остаётся нелегальной почти везде. «Соседняя комната» — первый англоязычный фильм Альмодовара, что стало важным событием в его карьере. Этот «Золотой лев» также стал первой наградой Альмодовара на одном из трёх крупнейших мировых кинофестивалей (Канны, Венеция, Берлин). Ранее он получал награды за лучший сценарий — за фильмы «Женщины на грани нервного срыва» (в Венеции) и «Возвращение» (в Каннах), а также за лучшую режиссуру («Всё о моей матери», Канны). В 2019 году Альмодовар уже получал в Венеции премию за достижения в карьере, а в 2021 году его фильм «Параллельные матери» открывал кинофестиваль.

Приняв награду, Альмодовар высказался о праве человека завершить жизнь по собственному желанию, особенно когда она сопровождается невыносимой болью. Он подчеркнул, что это право должно стать основополагающим.

Фильм «Комната по соседству», снятый на английском языке с участием актрис Тильды Суинтон и Джулианны Мур, открыл для Альмодовара возможность войти в круг претендентов на премию «Оскар».
Главный приз жюри получил фильм Мауры Дельперо «Вермильо» (Vermiglio). Действие картины происходит в итальянской горной деревне Вермильо в 1944 году, куда бежит дезертир из Сицилии. В фильме особое внимание уделяется не только историческим событиям, но и красоте горных пейзажей Северной Италии, которые были мастерски запечатлены российским оператором Михаилом Кричманом.

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру достался Брэди Корбету за его трёхчасовой фильм «Бруталист» (The Brutalist). Эта вымышленная биография венгерского архитектора еврейского происхождения Ласло Тота, пережившего Холокост и эмигрировавшего в послевоенные США. Фильм стал одним из фестивальных фаворитов сразу после его премьере на Лидо.

Главную роль в фильме сыграл Эдриен Броуди, уже однажды примеривший на себя похожее амплуа в «Пианисте» Романа Полански. Его герой сталкивается с новыми трудностями, уже в США — капитализмом, равнодушием и дискриминацией. Броуди на пресс-конференции рассказал, что история его персонажа имеет параллели с жизнью его матери, которая также эмигрировала из Венгрии в Америку и пыталась реализовать себя в творчестве.
Специальный приз жюри достался фильму грузинского режиссёра Деи Кулумбегашвили «Апрель». Картина рассказывает о женщине-враче, которая делает аборты в отдалённой горной деревне в условиях запрета на такие процедуры. Одним из продюсеров выступил известный итальянский режиссёр Лука Гуаданьино. Фильм вызвал противоречивые реакции — от похвалы до освистывания, но прогрессивное жюри всё же решило его наградить.

«Серебряного льва» за лучший сценарий присудили португальцам Мурило Хаузеру и Эйтору Лореге за сценарий к фильму Уолтера Саллеса «Я всё ещё здесь» (Ainda estou aqui). Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о жизни семьи Пайва в годы бразильской диктатуры 1970-х годов, в частности, о матери семейства, которая борется за признание смерти своего мужа, ставшего жертвой репрессий. Фильм снят по книге её сына Марсело, который был свидетелем этих событий.
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получила Николь Кидман за фильм «Малышка» (или «Плохая девочка», Babygirl). В фильме она играет СЕО крупной компании, которая в личной жизни симулирует счастье в отношениях с мужем (в исполнении Антонио Бандераса), но заводит с молодым стажёром роман, сильно напоминающий «50 оттенков серого». Президент жюри Изабель Юппер, и сама известная за похожие роли, включая картину Пола Верховена «Она» и «Пианистку», сумела оценить Кидман, которая полностью обнажилась для этой роли, как в прямом смысле, так и эмоционально. Николь не смогла присутствовать на церемонии награждения, так как в этот день неожиданно скончалась ее мать, к которой актриса была сильно привязана. В своём эмоциональном заявлении, зачитанном режиссёром фильма Халиной Рейн, Кидман посвятила свою награду матери, выразив благодарность за её влияние на свою жизнь и карьеру. В тексте было подчёркнуто, что именно мать сформировала её как личность и актрису.

Лучшим исполнителем мужской роли был признан француз Венсан Линдон за фильм «Тихий сын» (Jouer avec le feu / The Quiet Son), в котором он сыграл любящего, но потерявшего связь с сыном отца. Его сын увлекается крайне правыми политическими взглядами, что становится основным конфликтом в фильме. Линдон был по заслугам отмечен за глубину и человечность своего исполнения.
Приз имени Марчелло Мастроянни, вручаемый молодым актёрам, достался французу Полю Киршеру за роль в фильме «И дети их после них» (Leurs enfants après eux) братьев Людовика и Зорана Букерма. В фильме Киршер изображает трудного подростка и прослеживает его становление на протяжении пяти лет.

Ещё один фильм о семье с названием «Familia» («Семья») был отмечен в секции «Горизонты». Главную роль в нём исполнил Франческо Геги, который получил премию за лучшую мужскую роль. А Кэтлин Чалфант выиграла приз за лучшую женскую роль за свою работу в фильме Сары Фридланд «Знакомое прикосновение» (Familiar Touch), рассказывающем о 80-летней женщине, которая переезжает в дом престарелых.

В своей благодарственной речи Чалфант упомянула свою лучшую подругу, которая страдает болезнью Альцгеймера, и посвятила ей свою награду. Режиссеру картины Саре Фридланд досталась премию секции «Горизонты» за лучшую режиссуру, а также премия за лучший дебютный фильм. В своей благодарственной речи она выступила с политическим заявлением, сказав: «Я принимаю эту награду в 76-ю годовщину геноцида Израиля в секторе Газа. Я выражаю солидарность с народом Палестины и его борьбой за освобождение».
В секции «Горизонты» фильм «Новый год, который так и не наступил» (Anul nou care n-a fost / The New Year That Never Came) румынского режиссёра Богдана Мурешану получил главный приз. Действие фильма происходит в социалистической Румынии в 1989 году, где разочарованные жизнью герои собираются встретить Новый год. Специальный приз жюри в этой секции получил фильм «Один из тех дней, когда умирает Хемме» режиссёра Мурата Фиратоглу.
Премии «Золотой лев» за достижения в карьере в этом году были вручены актрисе Сигурни Уивер и режиссёру Питеру Уиру. Награду «Слава режиссёру» получил Клод Лелуш, автор культового фильма «Мужчина и женщина». Его новый фильм «Наконец-то» был показан вне конкурса.
В этом году премий оказалось явно недостаточно, чтобы охватить все замечательные фильмы кинофестиваля. Тем не менее самые главные фавориты фестиваля — «Комната по соседству», «Я всё ещё здесь», «Малышка» и «Бруталист» — были отмечены в Венеции. Скорее всего, мы услышим о них ещё и в контексте награждений на премии «Оскар» в начале следующего года.