Ozon и Wildberries собираются построить в РК фулфилмент-центры за 101 млрд тенге
Общей площадью более 290 тысяч квадратов

14 января на заседании правительства под председательством премьер-министра РК Олжаса Бектенова рассмотрели вопрос развития электронной торговли в Казахстане. В рамках своего доклада председатель правления «Казпочты» Асель Жанасова заявила, что к 2029 году количество посылок на каждого казахстанца достигнет уровня развитых стран — 27 посылок в год против текущих пяти. Это, по мнению Жанасовой, будет способствовать росту как локальных игроков, так и трансграничной торговли, доля которой, как ожидается, достигнет 19%.
По словам главы «Казпочты», для обеспечения роста электронной торговли в Казахстане совместно с международными партнерами планируется построить мультимодальные склады в Алматы, Актобе, Алматинской и Туркестанской областях, общей площадью более 85 тыс. кв. м. «Объем инвестиций составит порядка $100 млн. Эта инфраструктура станет основой как для внутреннего рынка, так и для развития трансграничной торговли», — подчеркнула Асель Жанасова.
Как утверждает министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев, в 2025 году маркетплейсы Ozon и Wildberries собираются построить в Казахстане три фулфилмент-центра (распределительные центры) в Астане и Алматы. Их общая площадь составит 291 тыс. кв. м, а объем инвестиций оценивают в 101,3 млрд тенге.
— В 2024 году были приняты правила оказания мер господдержки субъектам электронной торговли в виде субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования. Благодаря этому был запущен новый казахстанский маркетплейс Teez с собственной инфраструктурой площадью 100 тыс. кв. м. В ближайшее время будет создано 10 тысяч рабочих мест, инвестиции составили $50 млн, — сообщил министр.
Асель Жанасова считает, что развитие электронной коммерции открывает для Казахстана «уникальное окно возможностей». По ее словам, это не только способствует развитию предпринимательства в регионах, но и «усиливает позиции Казахстана как логистического хаба Центральной Азии». С ней согласен и председатель совета ассоциации «Цифровой Казахстан» Денис Степанцев, который для развития электронной торговли предложил:
- упростить ввоз товаров для МСБ, таможенные процедуры и сократить сроки оформления товаров;
- интегрировать локальные маркетплейсы с таможенными системами для ускорения и удешевления торговли;
- ввести обязательную сертификацию товаров, покупаемых на иностранных площадках, для повышения качества продукции и снижения риска для потребителей;
- ввести пошлины на товары, покупаемые на иностранных платформах, для создания равных условий для казахстанских предпринимателей и иностранных конкурентов.
Спикер добавил, что эти меры позволят увеличить налоговые поступления в два раза — до 626 млрд тенге к 2025 году, создать 500 тыс. рабочих мест в течение четырех лет и «улучшить прозрачность рынка». Сейчас же в Казахстане, по данным Минторговли, объем рынка электронной торговли составил 3,2 трлн тенге, его доля от общего объема розничной торговли достигла 14,5%. Отрасль позволила создать более 300 тыс. рабочих мест, а рост производительности труда составил более 30% по отношению к традиционным магазинным и рыночным продажам.