Предприниматели РК: Да, коррупция - проблема, но мы с ней не сталкивались
Респонденты оценивали перспективы на 2015 собственного бизнеса и экономики в целом, качество кадров и бизнес-сообщества, уровень коррупции, называли особенно чувствительные барьеры для развития бизнеса и основные инфраструктурные проблемы.
При оценке успехов своего бизнеса опрошенным предлагалось выбрать один из пяти вариантов: «очень высоко», «высоко», «средне», «низко» и «очень низко». Большинство участников дали средние оценки. Наиболее успешными считают себя предприниматели Мангистауской и Павлодарской областей – 60% и 52% оценок «очень высоко». А вот представили ВКО и ЮКО, напротив, оказались самокритичными – 21% и 20% оценок «низко».
Перспективы региональной экономики наиболее высоко оценивают мангистауские бизнесмены – 100% опрошенных оптимистично смотрят в наступивший год (включая трех респондентов из Жанаозена). Больше всего пессимистов в Кызылординской области, где 40% респондентов предполагают ухудшение экономической ситуации. Тех, кто не может сделать прогноз, подавляющее большинство оказалось в Западно-Казахстанской области – там затруднились с ответом 79% участников исследования. В целом же оптимистично настроенных выявлено почти в 4 раза больше, чем пессимистов, и почти в 2 раза больше, чем неопределившихся.
Самой главной проблемой транспортной инфраструктуры в Казахстане, исходя из результатов опроса, является ремонт автодорог и качество их обслуживания. Практически во всех регионах этот вопрос бизнесмены ставят на первое место – 63% опрошенных, которые требуют для ее разрешения введение регламентов финансовой ответственности за качество произведенных работ. По другим аспектам потребности разнятся. Снижение тарифов на железнодорожный транспорт особенно необходимо предпринимателям Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.
Улучшение авиа- и железнодорожного сообщения между регионами наиболее важно для ЗКО. Строительство новых дорог остро требуется бизнесменам Северо-Казахстанской, Актюбинской и Алматинской областей. Значительное влияние транспортного расположения на их бизнес отметили респонденты Мангистауской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.
Проблемы логистики больше всего беспокоят предпринимателей Акмолинской, Карагандинской, Жамбылской областей и ЮКО.
Вопросов о коррупции в исследовании было несколько, в разных интерпретациях. Опрошенные в основном называют ее в числе самых неблагоприятных факторов для регионального бизнеса, однако, когда задается конкретный вопрос о частоте таких случаев в 2014, многие говорят, что ни разу не сталкивались с необходимостью неформального решения своих проблем. Например, в Кызылординской области 80% респондентов отметили коррупцию среди самых неблагоприятных факторов для их бизнеса (это самый высокий показатель среди регионов), но в ответах на следующий вопрос выясняется, что лишь для 40% важно ее снижение и что больше половины – 53% – за год ни разу не сталкивались с ее проявлениями.
Аналогичная картина и в других регионах. По результатам исследования можно сделать вывод, что бизнесмены проблему считают острой, но не готовы говорить о собственном опыте в этом отношении. Особенно это характерно для южных регионов. В конкретных случаях проявления коррупции меньше всего упоминаются правоохранительные органы – 28%, больше всего – 38% – проверяющие и контролирующие организации, между ними расположилась местная администрация – 34%.
Что касается бизнес-сообщества, то опрошенные в целом оценивают его удовлетворительно. Однако имеются, по мнению МСБ, проблемы со сплоченностью и инновационностью, а также способностями к международному сотрудничеству. Низкая оценка этих показателей характерна прежде всего для Кызылординской, Жамбылской и Карагандинской областей.