О конкурентоспособности
В таблице отображены цифры по динамике доли на внутреннем рынке и уровню загрузки производственных мощностей по отдельным видам товаров. По ним мы можем судить о реакции производителей на изменение рыночной ситуации.
1. Там, где высока концентрация или ограничена конкуренция, теряется доля рынка. И наоборот – там, где существует реальная конкуренция, доля рынка растет.
2. Прирост незадействованных производственных мощностей говорит об ошибках в принятии инвестиционных решений.
3. Там, где высок уровень конкуренции, видна более последовательная борьба с издержками. Если говорить об условиях для развития конкурентоспособности, то мы пришли к следующим выводам:
Условия для факторов производства. Благоприятные условия для развития факторов производства не сложились.
Способность удовлетворить внутренний спрос. На растущий спрос отреагировали те предприятия, которые не поддерживает государство.
Родственные и поддерживающие отрасли. За недостатком данных полноценного анализа не проводилось.
Там, где государство играет значительную роль, нет ни устойчивой стратегии, ни стимулирующей развитие конкуренции.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-19/0dc4d547-986f-4631-abac-6591bd1b073c.webp)
Исходя из этих выводов, авторы доклада представили вниманию экспертного совета следующие рекомендации.
1. Пересмотреть государственные программы развития.
2. Отказаться от прямой господдержки отдельных предприятий – условия для всех должны быть равными.
3. Создать общедоступную систему рыночной информации и анализа.
4. Создать условия для развития факторов производства, в первую очередь категории «Природные ресурсы/Земля».
5. Изменить законодательство об инвестиционных фондах. Стимулировать развитие венчурных фондов – как вхождением государства в капитал, так и расширением спектра разрешенных финансовых инструментов.
6. Расчленить и полностью приватизировать «КМГ». За государством должны остаться доли в Карачаганаке и Кашагане, крупных совместных разведочных проектах, трубопроводном транспорте.
В Казахстане сложился класс предпринимателей, готовых работать над ростом собственной конкурентоспособности. Все, что нужно, – создать для этого благоприятные условия.