«Немясо»: как альтернативные белки помогут в борьбе с изменением климата
США, Дания, Израиль, Сингапур и Южная Корея уже создали законодательную основу для «выращивания» искусственного мяса

Альтернативные белки появились на рынке 10 лет назад. Их появление казалось экспертам революционным: по вкусу продукты из альтернативного белка практически не отличаются от традиционного мяса, а их производство гораздо более экологично. Несмотря на это, альтернативные белки не пользуются особым спросом у потребителей, отмечают эксперты The Boston Consulting Group (BCG). Сегодня на растительное мясо приходится всего 1 % продаж мяса в США. И многие стартапы, занимающиеся альтернативными белками, страдают от недостаточного финансирования.
Эксперты BCG уверены: массовое внедрение альтернативных белков имеет решающее значение для снижения воздействия производства продуктов питания на окружающую среду. На животноводство приходится примерно 15–20 % всех выбросов парниковых газов в мире. Это больше, чем совокупный выброс углерода автомобилями, мотоциклами и другими транспортными средствами. Если бы альтернативные белки занимали половину мирового рынка белков, включая молочные продукты, то ежегодные выбросы углекислого газа сократились бы на пять гигатонн.
Чтобы реализовать свой потенциал, производителям альтернативных белков нужно поучиться у игроков рынка электрокаров. Успех последних, по мнению аналитиков BCG, стал возможным благодаря колоссальным усилиям всех заинтересованных сторон. Компании, производящие электромобили, в короткие сроки добились высочайшего качества своих моделей. Правительства предоставили покупателям щедрые субсидии на покупку экологически чистых автомобилей, а инвесторы с радостью профинансировали производство электрокаров.
По данным Международного энергетического агентства, правительства предоставили своим гражданам около $40 млрд прямых субсидий на закупку электромобилей в 2022 году. Это в разы больше $635 млн государственной поддержки, которую получила индустрия альтернативных белков в том же году. Подобная заинтересованность государств в электромобилях привела к невероятному росту их продаж: если в 2012 году объем продаж электрокаров составлял менее 0,2 % от общего объема продаж новых автомобилей, то в 2023-м он составил 18 %.
Параллели между индустрией электромобилей и альтернативных белков очевидны, утверждают в BCG. Обе технологии являются прорывными и бросают вызов потребительским привычкам. И альтернативные белки, и электромобили дают возможность значительно снизить глобальные выбросы парниковых газов. Значит, внедрение этих технологий имеет решающее значение для борьбы с изменением климата.
Обе технологии роднит и другое: настороженность, с которой их встретили потребители. Электромобили изначально были источником сразу нескольких страхов: неожиданного возгорания аккумуляторов, недостаточного запаса хода, отсутствия зарядных станций. Кроме того, вопросы вызывала и технология производства аккумуляторов, наносящая окружающей среде вред. Что касается альтернативных белков, то они подверглись критике потребителей за то, что являются продуктом сложной технологической обработки.
Сходство между альтернативными белками и электромобилями этим не ограничивается, уверены в BCG. Обе отрасли столкнулись с ранними проблемами масштабирования производства. И тем, и другим игрокам пришлось долго убеждать инвесторов в перспективности новой технологии. После шквала частных инвестиций в производство альтернативных белков, который пришелся на 2019–2021 годы, финансирование этой отрасли замедлилось. В общей сложности компании, занимающиеся альтернативными белками, привлекли одну восьмую часть инвестиций, вложенных в индустрию электромобилей с 2017 по 2023 год.
Такое положение дел удивляет экспертов BCG. Хорошо известно, что инвестирование в альтернативные белки обеспечивает самую высокую экономию CO2 на доллар вложенного капитала. Впрочем, инвесторов может останавливать законодательная неопределенность по поводу маркировки продуктов из альтернативного белка и сложный процесс регистрации таких продуктов.
Правительства, однако, оказывают все больше поддержки производителям альтернативного белка. США, Дания, Израиль, Сингапур и Южная Корея создали законодательную основу для «выращивания» мяса. Израиль и Сингапур утвердили процесс производства ферментированного животного белка. Но для того, чтобы полностью раскрылись экономические, экологические и продовольственные преимущества индустрии альтернативных белков, правительствам необходимо усилить свою поддержку, отмечают в BCG.
Рекордные $635 млн, которые правительства инвестировали в 2022 году в разработку и производство альтернативных белков, — лишь малая часть необходимых для полноценного развития отрасли средств. Анализ BCG 2021 года показал, что только строительство инфраструктуры для выпуска искусственных сосисок, котлет и других мясных продуктов требует инвестиций в размере $41 млрд.
Альтернативные белки — прекрасная замена промышленному животноводству, считают в BCG. Эксперты уверены: несмотря на трудности, их ждет большое будущее. Сегодня как никогда важно приложить усилия к тому, чтобы снизить воздействие сельского хозяйства на окружающую среду. Поскольку население мира потребляет все больше мяса, производство альтернативных белков — шаг к продовольственной безопасности планеты. Их внедрение в повседневную жизнь займет какое-то время (электромобили тоже не сразу полюбились потребителям), однако оно не за горами.
Адаптация: Арслан Аканов