Можно ли считать автомобили главным источником загрязнения воздуха в Алматы
В 2024 году в алматинской агломерации зафиксировали более 225 тысяч тонн выбросов, из которых 84% пришлись на сам город

По словам заместителя акима Алматы Алмасхана Сматлаева, в 2024 году были завершены расчеты сводного тома предельно-допустимых выбросов агломерации. Впервые в анализ включили такие источники, как въезжающий транспорт, индивидуальные жилые дома и бани в радиусе десяти километров от границ города. Это позволило оценить реальную экологическую нагрузку.
«Более 225,2 тысячи тонн загрязняющих веществ в агломерации, из которых 189 тысяч тонн приходится на город Алматы, — назвал цифры Алмасхан Сматлаев. — Согласно статистике, выбросы от автомобилей составляют 112 тысяч тонн, или 60% от общего объема загрязнений в Алматы».
С учетом высокой доли автотранспорта в структуре загрязнений власти усилили контроль за передвижением источников выбросов. В 2023 году были инициированы поправки в действующие нормативно-правовые акты, а с 10 января 2025 года вступили в силу изменения в КоАП. Если ранее ограничивались предупреждением нарушителям, то теперь предусмотрены штрафы: физические лица должны будут заплатить 10 МРП, юридические — 100 МРП. При повторном нарушении санкции увеличиваются вдвое и составляют 20 МРП для физических лиц и 200 МРП для организаций.
Кроме того, был разработан проект Правил охраны атмосферного воздуха Алматы, согласованный с уполномоченными органами. Его планируют представить маслихату до конца года. Документ направлен на обеспечение экологической безопасности и защиту здоровья населения, а также предполагает реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В проект включены меры по введению специальных экологических требований к автомобилям, созданию зон с пониженными выбросами, ужесточению норм для стационарных объектов третьей категории и развитию системы экомониторинга.
Мнение эксперта: статистика под вопросом
Однако не все эксперты считают представленные данные и меры достаточными. Председатель фонда Eco Fund Tabigat, основатель РОО «Kaz Eco Patrol» Тимур Елеусизов обратил внимание на то, что статистика зачастую не отражает реальную картину.
«Здесь в первую очередь мы должны рассматривать вопрос токсичности и корректности замеров. Многие стационарные источники не учтены, департамент экологии не может охватить все. По этой причине цифры искажены. И утверждать, что именно автомобили дают 60% загрязнения, некорректно», — подчеркнул он.
Эколог отмечает, что компании нередко занижают реальные показатели выбросов в пять-десять раз, чтобы избежать попадания в более строгие категории и не получать спецусловия или санитарные зоны. По его словам, в городе остается нерешенной и проблема частного сектора: несмотря на газификацию, многие дома и бани продолжают топиться твердым топливом.
Говоря о транспорте, по мнению эксперта, система выявления машин с превышением допустимых норм выбросов до сих пор не налажена, поэтому на улицах Алматы по-прежнему можно увидеть автомобили, оставляющие за собой густой дым.
Вместе с тем Тимур Елеусизов признает положительные изменения: каршеринг и такси постепенно переходят на электромобили, а китайский рынок делает экологичный транспорт доступнее для горожан.
Эколог подчеркивает, что проблема загрязнения выходит далеко за рамки автопарка. Значительное влияние на загрязнение воздуха также оказывают строительные площадки, придорожная пыль и эрозийные участки, которые остаются без должного контроля. Все это оседает в воздухе, формируя смог и оказывая негативное воздействие на здоровье людей.
«Все эти меры остаются поверхностными. Пока вопросы не будут исследованы комплексно и системно, добиться ощутимого улучшения качества воздуха в Алматы будет крайне сложно», — резюмировал Тимур Елеусизов.