Линзы для азиатских глаз: почему у производителя из Алматы всё больше клиентов
Ортокератологические методы лучше всего помогают детям и подросткам

«Азиатский глаз — он другой, и для него нужен специальный дизайн и специальный расчет», — объясняет одну из причин открытия производства лечебных линз глава и собственник «OkVision Казахстан» Диляра Алиева.
Компания производит в Алматы жесткие контактные линзы для глаз, их используют для терапевтической коррекции зрения при миопии (близорукости). Методика называется «ортокератология»: линзы воздействуют на роговицу глаза для замедления или остановки ухудшения зрения. Надевают такие линзы, в отличие от мягких, не днем, а на ночь — для лечебного эффекта. И изготавливают их индивидуально для каждого пациента, с учетом особенностей роговицы.

«У азиатского глаза плоская роговица и тяжелое веко, плюс характерен сложный смешанный астигматизм, — говорит Диляра. — Поэтому наши доктора-офтальмологи даже становятся лучше европейских в конструировании линз».
Компания, открывшаяся в ноябре 2023 года, выросла из дистрибьюторского бизнеса. Диляра Алиева, по образованию врач, успела поработать фармпредставителем, а потом занялась дистрибуцией продукции российской компании «Окей Вижен». Но на выполнение заказа уходили недели, и многие пациенты не хотели или не могли ждать так долго, особенно те, кто приезжал в Алматы за линзами из регионов. И тогда Диляра решила запустить местное производство.
«Первоначальные вложения потребовались огромные — 550 миллионов, это собственные и частично заемные средства, — делится собеседница. — Средства пошли на закупку оборудования и расходных материалов. На точку безубыточности мы пока не вышли. Проблема в том, что у нас не так хорошо развит рынок докторов, которые занимаются ортокератологией. По сути, мы готовим ортокератологов, которые в будущем смогут вырабатывать нужный объем заказов».
Кадровая нехватка для производства колоссальная, сетует Диляра: «Даже оптометристы, кто делает очковые линзы, не совсем подходят. И тут мы тоже первопроходцы: создаем новые для Казахстана профессии — инженер производства жестких линз, контролер качества линз».
Сейчас в компании, по словам директора, 25 сотрудников, из них четверо выполняют заказы — теперь на них уходит два-три дня. Сырье — шайбы для линз — закупают в Великобритании у компании Contamac. Себестоимость одной пары линз 20–30 тыс. тенге в зависимости от сложности изготовления. Всего производят три вида: жесткие сферические линзы, жесткие торические линзы (сфероцилиндрической формы для коррекции сразу по двум направлениям) и жесткие склеральные линзы (большие контактные линзы, помещаемые на склеру, используются для особого нарушения — кератоконуса).
На вопрос, имеет ли лечебный эффект жестких линз научное подтверждение, Диляра Алиева отвечает так: «С 2015 по 2023 год опубликовано 11 систематических обзоров эффекта ночных линз. Систематические обзоры — самые качественные научные работы. Они объединяют несколько исследований, оценивают их и обобщают сложными статистическими методами». Все обзоры, по ее словам, подтвердили, что ортокератологические линзы сдерживают рост глазного яблока на 0,15–0,53 мм.
«Будет понятнее, если мы выразим это в диоптриях. Когда глаз вырастает на 1 мм, близорукость усиливается на 3 диоптрии. Значит, если глаз вырастет на 0,17 мм, то близорукость усилится на 0,5 диоптрии. Выходит, что ночные линзы сдерживают скорость прогрессирования близорукости на 0,5–1,5 диоптрии в год. Близорукость редко удается остановить, но замедление даже на 0,5 диоптрии в год превращается в 2 «сэкономленные» диоптрии через 4 года. Меньше диоптрий — это не просто тонкие и легкие очки. Это еще и хороший вклад в профилактику осложнений — ранней катаракты, глаукомы, макулярной дистрофии и отслойки сетчатки», — приводит данные специалист.

Первые заказы в «OkVision Казахстан» выполнили в апреле 2024 года, и сегодня, через год, вышли на производительность 1000 линз в месяц. Качество изготовления проверяет врачебный отдел. Через своего дистрибьютора компания продает линзы по всему Казахстану.
Пока в планах Алиевой — расширение не ассортимента, а географии. «Для производства мягких линз нужен сразу большой поток, там технология другая — не выточка, а формовка, так что это в будущем, — объясняет Диляра. — В ближайшее время мы планируем выходить на Кыргызстан, Узбекистан, в каждой стране свои особенности регистрации. Сейчас я в Узбекистане налаживаю контакты с людьми, принимающими решения. Осенью хочу поехать в Кыргызстан».
Ортокератологические методы лучше всего помогают детям и подросткам — у них с возрастом близорукость может быстро прогрессировать, а линзы притормаживают этот процесс. Рост нарушений зрения у детей собеседница называет эпидемией, а ее причиной — всеобщую гаджетизацию. «По данным офтальмологов, близорукость регистрируется у 30–50% учащихся в Казахстане. Ежегодно показатель увеличивается, главным образом за счет школьников младших и средних классов. Среди подростков близорукость отмечается у каждого шестого», — обрисовывает она целевую аудиторию для бизнеса.
До сегодняшнего момента компания не пользовалась никакими льготами и не участвовала в госпрограммах. «Пока справляемся самостоятельно, но нам хочется еще многое реализовать, поэтому, я думаю, мы обратимся к государству», — заканчивает разговор Диляра Алиева.