Линейка для знаний. Как ранжируют университеты в Казахстане и в мире
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/bfc9e13b-6064-4719-a9fc-8b5cec1c6acc.webp)
Двадцать пять лет назад один из лучших американских колледжей – Рид-колледж (Reed College) – отказался от участия в престижном рейтинге журнала US News & World Report. Издание составляет списки колледжей и университетов с 1983 года, и к 1995-му в Рид-колледже окончательно убедились, что их «товарищи по чарту» манипулируют данными, чтобы подняться выше.
К бунту Reed College в разное время присоединялись другие вузы, а в Стэнфордском университете даже создали целую коалицию против рейтинга US News & World Report под названием «Забыть US News». Движение перекинулось в Канаду, где в сентябре 2006 года 25 университетов отказались от участия в рейтинге журнала Maclean's.
![Как пандемия усугубила проблему неравенства в казахстанском образовании](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/ba541c2e-d987-4a94-9c09-14a62c2f98c5.webp)
Как пандемия усугубила проблему неравенства в казахстанском образовании
В сленге любого геймера есть слово «лаг». Этим словом обычно описывают заде... →
Вузам, отказавшимся от заполнения анкет составителей рейтингов, приходится объяснять свою позицию. Впрочем, такой демарш не всегда автоматически исключает университеты из чартов – тот же Стэнфорд в рейтинге US News & World Report 2021 года занимает шестую позицию.
На сайте Рид-колледжа доступен ответ на вопрос, почему учебного заведения нет на верхних строчках «путеводителей по вузам». «Вряд ли это здравый способ ранжирования – это примерно так же верно, как утверждение, что Девятая симфония Бетховена лучше, чем [мюзикл] «Гамильтон» Миранды, потому что в ней больше нот», – говорится в объяснении.
Наши в списках
Казахстанским вузам до бунтов против рейтингов еще далеко.
«Рейтинги однозначно благо, – считает проректор по академической деятельности университета «Туран» профессор Лейла Тусупова. – Высокие места в различных списках демонстрируют привлекательность вуза, формируют его имидж и репутацию для потребителей, работодателей, государства и иностранных студентов. Участие в рейтингах заставляет университеты двигаться в соответствии с новыми позитивными тенденциями быстро изменяющегося мира, улучшать образовательные и исследовательские программы, привлекать лучших преподавателей, ученых. Наконец, международные рейтинги влияют на имидж национальной образовательной системы. Но, конечно, участие в рейтинге не должно превращаться для учебного заведения в самоцель».
С Тусуповой согласна Наталья Брославская, руководитель отдела внутренних и внешних коммуникаций Казахстанско-Немецкого университета (DKU).
«Для казахстанских вузов важно участвовать как в отечественных рейтингах, так и в международных, если образовательная деятельность заведения может быть интересна иностранным абитуриентам», – говорит она.
В 2009 году два казахстанских университета – Казахский национальный университет им. аль-Фараби (КазНУ) и Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (ЕНУ) – впервые были проранжированы QS World University Rankings, одним из трех ведущих мировых рейтингов. В 2012-м эти вузы поднялись со «дна» таблицы (всего в списке 800 строк) в топ-400, что было отмечено как «большой прогресс» тогдашним региональным директором исследовательского центра QS Зоей Зайцевой.
В 2016-м в списке QS было уже 16 «казахстанцев», в том числе Карагандинский государственный университет им. Букетова (КарГУ), Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ) и Южно-Казахстанский государственный университет им. Ауэзова (ЮКГУ). В рейтинге 2021 года лучшее место среди «наших» по-прежнему занимает КазНУ: вуз на 165-й строчке, что выше 177-го места Еврейского университета в Иерусалиме (у которого, кстати, даже есть свои нобелевские лауреаты) и сравнимо с Венским университетом (150-е место).
Основа для ранжирования в QS – потребности абитуриентов и работодателей: целых 50% оценки вуза дают мнения академического сообщества и руководителей компаний. В рейтинге QS учитываются шесть основных параметров: репутация вуза в академических кругах (30%), репутация среди работодателей (20%), соотношение числа преподавателей и студентов, индекс цитирования публикаций университета, доля иностранных преподавателей и иностранных студентов. Число респондентов опроса – более 60 тыс. Места в топ-10 QS прочно оккупировали такие «звезды», как Стэнфорд, Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский технологический институт (Caltech), Швейцарская высшая техническая школа Цюриха. На первой строчке – Массачусетский технологический институт (MIT).
Помимо общего QS составляет предметные рейтинги, например QS World University Rankings by Subject, который существует с 2010. Здесь критериев только четыре: мнения академического сообщества и работодателей, индекс цитирования и индекс Хирша, позволяющий оценить продуктивность научной деятельности вуза. В 2019-м КазНУ вошел в первую сотню в предметном сегменте «Современные языки» и сегодня занимает там позицию в промежутке «51–100» (точные места распределены только до 50-го); ЕНУ освоился в списке «Физика и астрономия» (551–600).
Такие разные рейтинги
![Асылбек Кожахметов: Вузы должны готовить не наемных работников, а предпринимателей](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/a7ae9282-169e-4300-aed6-64fff5ee6146.webp)
Асылбек Кожахметов: Вузы должны готовить не наемных работников, а предпринимателей
Президент AlmaU - о проблемах высшего образования в Казахстане →
Еще один ведущий международный «чарт» – World University Rankings журнала Times Higher Education (THE) – с 2004-го по 2009 год был частью исследования QS. Впоследствии THE стал составлять собственный рейтинг. По мнению команды THE, список QS слишком субъективный и отдает предпочтение техническим и естественным наукам в ущерб гуманитарным. THE ранжирует 1900 вузов, используя гораздо больше показателей (всего их 13) по следующим категориям: преподавание, исследования, передача знаний и международное сотрудничество. Анализируются, в частности, соотношение сотрудников и студентов, общий доход на одного студента, доля иностранных учащихся и гендерная разбивка.
В первой десятке рейтинга – Стэнфорд, Гарвард, Caltech, а также Беркли, Йель, Принстон. «Золото» – у Оксфорда. Казахстан представлен теми же КазНУ, ЕНУ и Satbayev University (бывший КазНТУ) – все эти вузы в категории «1000+».
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/4244a237-7e84-4c73-8962-8e6d8c3788c8.webp)
В Академическом рейтинге университетов мира (ARWU) тоже знакомые названия: Стэнфорд, Кембридж, MIT, Беркли, Принстон, Колумбийский университет, Caltech, Кембридж, Университет Чикаго. На первом месте – Гарвард. И это несмотря на то, что ARWU, детище Шанхайского университета Цзяо Тун, не проводит опросов и опирается исключительно на статистику. При составлении рейтинга учитывается количество выпускников и сотрудников – лауреатов Нобелевской и Филдсовской премий (10%), количество часто цитируемых исследований (20%), число статей, опубликованных в журналах Nature или Science (20%), а также индексы цитирования для естественных и гуманитарных наук (20%). Затем прибавляется 10% как отношение совокупности предыдущих показателей к численности персонала. В рейтинге представлены вузы таких стран, как Пакистан, Тунис и Вьетнам. Но Казахстана там нет.
«Каждый международный рейтинг делает упор на разные аспекты работы университета, чтобы быть отличным от списков-конкурентов. Научно-исследовательские вузы будут доминировать в рейтингах, в которых важны число публикаций и частота цитируемости. Бизнес-школы участвуют в соответствующих их профилю рейтингах, – объясняют в управлении международного сотрудничества университета AlmaU. – Проблема не в критериях рейтингов, а в историческом, экономическом и социальном разнообразии систем высшего образования в мире, в разности объемов и механизмов финансирования высшего образования, в разнообразии университетов по размеру, масштабу, численности профессорско-преподавательского состава, студентов. Вузы также отличаются по юридическому статусу, по типу финансирования, по наличию реальных научных центров, лабораторий, стартапов, спин-оффов, по связям с бизнесом и индустрией – все это влияет на их позицию в рейтингах».
Местные аналоги
Логично предположить, что казахстанские абитуриенты больше ориентируются на местные оценки вузов. Недавно, в январе 2021, третий выпуск рейтинга вузов от НПП «Атамекен» проранжировал 108 университетов по 2000 образовательных программ на основании 6000 экспертных заключений. Проанализировано трудоустройство 68 тыс. выпускников – именно вокруг этого критерия строится рейтинг. В целом вузы оцениваются по 17 показателям, разбитым на три блока: «Карьерные перспективы выпускников», «Качество образовательной программы» и «Достижения обучающихся».
«На рынке труда ситуация такая, что качественного выпускника работодатель готов взять на работу и платить ему высокую заработную плату. Соответственно, эти критерии являются одним из главных показателей эффективности вуза при подготовке кадров», – прокомментировали методологию рейтинга в пресс-службе НПП «Атамекен».
Топ-10 рейтинга «Атамекена» выглядит так: КазГЮУ им. М. С. Нарикбаева, КБТУ, КИМЭП, Международный университет информационных технологий, DKU, Университет имени Сулеймана Демиреля (СДУ), ЕНУ, Международная образовательная корпорация, КарГУ, Университет Нархоз.
Сравним с «Национальным рейтингом университетов», который составляет Независимое агентство по обеспечению качества в образовании. Методология у него другая: 80% дает оценка качества академических ресурсов вуза и по 5% – оценка качества деятельности вуза экспертами, работодателями и госорганами, студентами и выпускниками. Список тоже другой: КазНУ, ЕНУ, ЮКГУ, КарГУ, Павлодарский госуниверситет им. Торайгырова (ПГУ), ВКГУ, СДУ, Таразский и Жетысуский университеты и Государственный университет им. Шакарима.
В рейтинге казахстанского «Независимого агентства аккредитации и рейтинга» (НААР) – свои лидеры. Верхние строчки в 2020 году заняли: ЕНУ, Казахский агротехнический университет им. Сейфуллина, Карагандинский государственный технический университет, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Актюбинский государственный региональный университет им. Жубанова, КарГУ, Казахский национальный аграрный университет, ПГУ, Алматинский технологический университет.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/c7be1490-d2ad-4658-8ec5-73c3853f1e1a.webp)
Лидер многих прочих рейтингов КазНУ в списке НААР вообще отсутствует. В агентстве объяснили это техническими проблемами: якобы в КазНУ не успели заполнить анкеты из-за карантина.
«Вузы участвуют в нашем рейтинге по желанию, некоторые могут не участвовать. Анкета заполняется самим вузом, и он сам отвечает за те показатели, которые он внес. Конечно, мы затем перепроверяем данные, – говорит профессор Ольга Яновская, советник агентства. – Второе – у нас подходы и методология могут отличаться от других рейтингов. Индикаторы, отражающие деятельность вуза, анализируются в компьютерной программе с элементами Webometrics».
![Повышенный спрос. В 2020 Казахстан увеличил расходы на образование на 34,7 %](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/838c619e-dd02-43b3-a731-9be156676087.webp)
Повышенный спрос. В 2020 Казахстан увеличил расходы на образование на 34,7 %
Программа развития ООН (ПРООН) выпустила новый рейтинг стран мира по индекс... →
Как сказано в описании методологии НААР, «рейтинг формируется с помощью электронной программы ранжирования образовательных программ, доступной онлайн» по следующим индикаторам: «Высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей» (количество обладателей грантов и «Алтын белги», призеров олимпиад и выпускников с красным дипломом, лауреатов госпремий, стипендиатов программы «Болашак» и пр.), «Академическая мобильность» (студенты и преподаватели-иностранцы, программы обмена и двойных дипломов), «Конкурентоспособность выпускников». Также учитываются индекс Хирша и количество выпускников.
Пространство для роста
«Основные критерии практически всех рейтингов схожи, – считает Тусупова. – Как правило, это качество образовательной деятельности, качество и активность публикаций профессоров, научная деятельность и коммерциализация ее результатов, интернационализация. Отличия – в числе индикаторов, их наборе и весе. Если все-таки попытаться определить ключевые критерии, то, на мой взгляд, качество и результативность образования демонстрируют в первую очередь выпускники. Поэтому можно обращать внимание именно на их характеристики».
Рейтинги должны отражать специфику региона, добавляют в AlmaU.
«Нельзя сравнивать условный Гарвард и западную систему с нашей, постсоветской. Наш прогресс в короткий срок и их прогресс с огромной историей, деньгами – это два совершенно разных пути развития. Современные тенденции к устойчивому развитию дают шанс [отечественным вузам], делая акцент на impact («воздействие, эффект». – Прим. ред.), а не на академическую репутацию и наукометрические показатели, где постсоветские страны могут хромать».
Чтобы войти в мировые рейтинги или подняться в них, безусловно, необходимо повышать уровень казахстанских показателей качества образовательных услуг до уровня международных, подчеркивает Брославская.
«Это и свободное владение иностранными языками у преподавательского состава, и уровень партнерства между вузами, и востребованные в мировых масштабах инновационные образовательные программы. Уровень ответственности каждого университета при этом становится выше, так как на сегодняшний день вузы получили определенную степень автономии и самостоятельности, – говорит эксперт. – Кроме того, в данном процессе глобализации образования важны инструменты популяризации нашего рынка образовательных услуг за пределами государства. К примеру, в странах Центральной Азии».
Основной фактор попадания в рейтинги – стабильное социально-экономическое положение страны в целом, подчеркивают в AlmaU, плюс существование реально функционирующих демократических институтов, здоровая конкуренция между вузами, платежеспособное население, устойчивый и превалирующий средний класс, способный копить на образование, не отдавая последнее.