Лаборатория цифрового будущего

Технологии Mastercard формируют экономику завтрашнего дня: как Казахстан становится региональным центром инноваций

Генеральный директор Mastercard в Казахстане и Центральной Азии Санжар Жамалов
Генеральный директор Mastercard в Казахстане и Центральной Азии Санжар Жамалов
Фото: Mastercard

За последние годы Казахстан стал одним из центров цифровой трансформации региона: развивается финтех, запускается цифровой тенге, растет интерес к токенизированным активам и ИИ. Одним из ключевых партнеров этого процесса является Mastercard — глобальная технологическая компания, помогающая банкам, бизнесу и государству строить устойчивую цифровую экономику. О стратегических приоритетах и роли Казахстана в трансформации рынка рассказывает Санжар Жамалов, генеральный директор Mastercard в Казахстане и Центральной Азии.

Какие направления становятся ключевыми для Mastercard в регионе? 

— Mastercard сегодня — это не просто платежная система, а технологическая платформа цифровой экономики. Мы обеспечиваем инфраструктуру для мгновенных и безопасных платежей не только для физических лиц, но и для корпораций, обрабатывая ежегодно свыше 160 млрд операций на сумму $9,8 трлн в 211 странах. Мы также предлагаем партнерам различные дополнительные сервисы, которые не связаны напрямую с платежами, формируют уже около 38% глобального дохода Mastercard и демонстрируют потенциал роста в нашем регионе.

В Казахстане и Центральной Азии наша работа направлена на поддержку цифровой трансформации и развитие персонализированных, безопасных и эффективных решений для государства, наших клиентов в бизнесе и держателей карт.

Ключевые направления деятельности — это платежи, которые соответствуют ритму современной жизни, стратегический консалтинг, кибербезопасность и аналитика больших данных. В центре нашего внимания всегда наши клиенты, и мы надеемся, что каждый из них ощущает, что мы понимаем его потребности и готовы быть стратегическим партнером в любых обстоятельствах, находя новые идеи и используя технологии как инструмент для совместного роста.

Какие сервисы и аналитические инструменты вы видите наиболее востребованными в Казахстане?

— Мы выстраиваем в стране экосистему платежных инноваций с 2012 года, и сейчас мы видим растущий спрос на аналитику, консалтинг и технологии.

Большой интерес вызывают инструменты кибербезопасности, поддержки МСБ и туризма, например Tourism Insights Platform и Tourism Innovation Hub, помогающие анализировать поведение туристов и выстраивать стратегию отрасли.

Востребованы решения на основе ИИ и облачные сервисы, которые повышают эффективность бизнеса, качество клиентского опыта, упрощают прием платежей и защищают экосистему бизнеса.

Для МСБ мы реализуем с партнерами программы поддержки предпринимательниц и глобальные инициативы, которые помогают бизнесу получать финансирование.

Также Mastercard регулярно участвует в исследованиях по финтеху и цифровым трендам, формируя локальную экспертизу и способствуя устойчивому развитию экономики Казахстана.

Фото: Mastercard

Как вы оцениваете уровень кибербезопасности в Казахстане и какие технологии применяете для защиты данных?

— Сегодня кибербезопасность является проблемой № 1 в мире. Наверное, нет никого, кто не сталкивался бы с мошенничеством в том или ином виде, и с развитием искусственного интеллекта ситуация будет только усугубляться. Именно поэтому за последние пять лет мы инвестировали в развитие кибербезопасности уже $10 млрд. Но это лишь часть решения. Мы все должны работать над сохранением доверия к цифровой экосистеме. Необходимы международное сотрудничество, совместимость систем, соблюдение глобальных стандартов, обмен данными с соблюдением принципа privacy by design.

Что касается Казахстана, то средний киберрейтинг банков Казахстана 7,9 из 10 при общемировом 8,2 — потенциал для усиления защиты остается. Недавно в стране начал работать наш сервис RiskRecon, основанный на AI, который оценивает уровень защищенности компаний по 40 параметрам. Мы делимся опытом, проводим сессии прогнозирования киберрисков Threatcasting, семинары Cyber Crisis Exercises для под­готовки наших партнеров к кризисам. Они также основаны на искусственном интеллекте — инновации, становятся лучшей защитой бизнеса и клиентов.

На глобальном уровне мы недавно представили Mastercard Threat Intelligence — первое в индустрии решение, объединяющее данные о киберугрозах и платежном мошенничестве. Оно помогает командам кибербезопасности и антифрода банков переходить от реакции на события к предупреждению финансовых потерь.

Фото: Mastercard

Какую роль компания видит для себя в развитии цифровых активов и токенизированных решений? 

— Мы видим свою задачу в том, чтобы соединять традиционные и цифровые финансы, обеспечивая безопасность, доверие и соответствие регулированию. Ключевая инновация компании — токенизация, при которой реальные данные клиента заменяются уникальными одноразовыми токенами. По нашим прогнозам, к 2030 году все операции будут полностью переведены на токенизированные форматы, что устранит необходимость ввода 16-значных номеров карт.

Казахстан уже стал площадкой для внедрения таких решений. Совместно с Евразийским банком Mastercard реализовал первый кейс «карта — цифровой тенге» и пилот по стейблкоину, обеспеченному тенге, а также внедрил Crypto Credential — систему подключения кошельков к криптобиржам по псевдонимам. В 2025 году представлена первая криптокарта Mastercard, позволяющая оплачивать покупки в стейблкоинах с автоконвертацией в тенге.

Фото: Mastercard

Как компания применяет ИИ в своей деятельности? 

— Наш будущий мир — это мир искусственного интеллекта. На наших глазах мир бизнеса эволюционирует в сеть устройств и агентских ИИ. Этот гиперсвязанный мир невероятно захватывающий — он приносит удобство и больше возможностей для людей, расширяет охват рынка, повышает скорость и качество аналитики, открывает новые пути для экономического роста.

Но те же инструменты сделают более эффективными и киберпреступников, и мы много работаем над тем, чтобы люди сохраняли уверенность, что платежная система готова к новым вызовам и способна обеспечить безопасность. Это наша главная задача: сохранить доверие к бренду и продолжать радовать клиентов в эпоху искусственного интеллекта.

ИИ глубоко интегрирован в аналитику, консалтинг, кибербезопасность, улучшение клиентского опыта, персонализацию, в развитие малого бизнеса. Можно сказать, что уже сейчас ИИ — фундамент цифровой инфраструктуры Mastercard. Мы используем его для защиты 160 млрд платежей в год, распознавая аномалии в транзакциях и предотвращая мошенничества в реальном времени. Казахстан мы рассматриваем как одну из площадок для тестирования новых AI-решений, от умных платежей до AI-агентов, которые возьмут на себя банковские операции по поручению клиентов.

Какие новые технологии можно ожидать на рынке Казахстана в ближайшее время?

— Мы постоянно разрабатываем решения, которые сделают платежи еще быстрее, безопаснее и удобнее. Это Agentic Commerce, где AI-агенты совершают покупки от имени пользователя, Commerce Media, помогающая бизнесу точнее понимать клиентов, Merchant Cloud, объединяющая все инструменты приема и защиты платежей в одной платформе, Mastercard Move для мгновенных переводов по всему миру и On-Demand Decisioning, позволяющая банкам повышать уровень одобрения транзакций в реальном времени и снижать риски мошенничества. Возможно, какие-то из них будут внедрены в скором времени в Казахстане.

Мы видим Казахстан региональным центром инноваций, в котором тестируются решения в сфере кибербезопасности, ИИ, цифровых валют, где технологии, партнерство и ответственность формируют основу устойчивой экономики будущего. Новые идеи и партнерства каждый день помогают нам работать для большего числа людей.

Это будущее, которое мы строим в Mastercard, и тот значимый вклад, который мы вносим в мир вокруг нас. Мир меняется, но наша философия «делать хорошо, делая правильно» остается неизменной.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте