Кто построит взлётно-посадочную полосу в аэропорту Шымкента за 41 млрд тенге?
С исполнителем уже определились

На сооружение взлетно-посадочной полосы (ВПП) и другие ремонтные работы в аэропорту Шымкента потратят примерно 41 млрд тенге. Этим будет заниматься «Казахдорстрой».
Лот на сайте госзакупок разместило управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента. Заявки принимали с 10 по 15 сентября 2025 года. Закупка состоялась, она проводилась через конкурс с использованием рейтингово-балльной системы. Работы включают реконструкцию аэродрома со строительством ИВПП-2 (взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием — F) и рулежных дорожек в аэропорту Шымкента. Построить ВПП шымкентского аэропорта и провести другие обозначенные работы хотят примерно за 40,7 млрд тенге — такая сумма без учета НДС указывается в лоте. Средства выделяются на три года: на первый — 882,1 млн тенге, на второй — 10,8 млрд тенге, на третий — 29 млрд тенге.
Заявки на участие в закупке подали четыре участника. Победителем стало ТОО «Казахдорстрой». Второе место заняло ТОО «Отау-Строй». Два других участника, исходя из официальной документации, — ТОО «Integra Construction KZ» и ТОО «Промстрой-Энерго».
«Казахдорстрой» входит в структуру BI Group. Ее непосредственный учредитель — частная компания «General Contractors Group» Ltd. Она зарегистрирована в МФЦА в июне 2023 года, у нее два учредителя — частная компания «BI Group Ltd.» и ТОО «BI Capital». Среди 24 учредителей ЧК «BI Group» числятся совладельцы BI Group Айдын Рахимбаев (№ 10 в рейтинге богатейших с состоянием на май 2025-го $967 млн) и Асхат Омаров (№ 42 в том же списке, состояние — $242 млн), а также частный фонд Aidyn & Anar Rakhimbayev Foundation. Учредители ТОО «BI Capital» — ТОО «BI University» и ТОО «BI-Holding (БиАй-Холдинг)».
В июне 2025-го шымкентский портал Otyrar.kz сообщал о начале строительства второй ВПП, которая должна стать «частью мультимодального хаба» в аэропорту Шымкента. В акимате города изданию сообщили, что новая ВПП будет иметь 3,5 тыс. м в длину и 60 м — в ширину.
В конце декабря 2024-го авиакомпания SCAT, базирующаяся в аэропорту Шымкента и являющаяся доверительным управляющим этого аэропорта, открыла новый терминал. С его помощью авиакомпания рассчитывает «расширить авиасообщение с соседними странами и странами Европы и Азии, такими как Франция, Германия, Китай, Индия, Пакистан, Египет, Вьетнам, Южная Корея». Техническое открытие терминала провели 25 декабря 2025-го. На первом этапе он обслуживал дневные внутренние рейсы SCAT, также предполагалось «в ближайшее время» перевести в него рейсы Air Astana и FlyArystan.
Авиакомпания «SCAT» является доверительным управляющим аэропорта с января 2024-го. Договор с ней заключил единственный акционер воздушной гавани — управление финансов города Шымкента. Срок — на 10 лет, до 9 января 2034-го. Договор не предполагает право последующего выкупа 100%-го пакета акций. Доверительный управляющий, помимо эффективного управления, обязан провести реконструкцию и расширение действующего перрона, обеспечить разработку генерального плана реконструкции аэропорта и инвестировать за 10 лет не менее 4 млрд тенге в реконструкцию зданий и сооружений, обновление спецтехники и т. д. За это доверительный управляющий имеет право на 30% от чистого дохода аэропорта.
По итогам 2024 года аэропорт заработал 130,8 млн тенге совокупного дохода против 510,7 млн тенге годом ранее. На 31 декабря 2024-го уставный капитал аэропорта Шымкента составляет примерно 2,46 млрд тенге. Воздушная гавань выплатила 357,5 млн тенге дивидендов за 2023 год и 154,7 млн тенге — за 2022-й.