Кризис развития: зачем странам создавать клуб заёмщиков

В 2024 году развивающиеся страны выплатили внешним кредиторам на $25 млрд больше, чем получили от них новых средств

Люди в Азии в лодках
Фото: Pixabay/bruce lam

НЬЮ-ЙОРК — Мы достигли прорывного момента после состоявшейся в июне Четвертой международной конференции по финансированию развития (FfD4). Правительства, международные финансовые учреждения и организации гражданского общества, понимая необходимость борьбы с кризисами в области развития и суверенных долгов, готовы действовать накануне сентябрьской Генеральной Ассамблеи ООН.

Тяжесть и чрезвычайный характер этих взаимосвязанных кризисов и их губительных последствий окончательно подтвердили новые доклады, соавторами которых мы являемся («Здоровые долги на здоровой планете», «Юбилейный доклад» и доклад Группы экспертов при генеральном секретаре ООН по вопросам долга), равно как и работы многих других экспертов. В 2024 году развивающиеся страны выплатили внешним кредиторам на $25 млрд больше, чем получили от них новых средств. Сегодня 3,4 млрд человек (более 40% населения мира) живут в странах, тратящих на выплату процентов больше, чем на здравоохранение или образование. Учитывая сокращение потоков помощи, ускорение изменения климата и деградации природы, а также замедление темпов роста мировой экономики, долговая уязвимость развивающихся стран будет лишь возрастать, равно как и угрозы благополучию людей и планеты, глобальной стабильности.

Многие не только признают серьезность и неотложность этой проблемы, но и сходятся в понимании, как именно мы оказались в этом положении. Глобальная финансовая система не предназначена для удовлетворения нужд людей и планеты. Из-за исторического неравенства и слабой переговорной силы развивающиеся страны постоянно сталкиваются с высокой стоимостью заимствований и неравным применением пруденциального регулирования. Без решений, гарантирующих прозрачность, подотчетность и стратегическое планирование инвестиций, политика заимствований и кредитования не позволяет мобилизовать продуктивные инвестиции, стимулирующие устойчивый рост экономики. Кроме того, потоки капиталов крайне волатильны: деньги поступают в развивающиеся страны в периоды экономического бума, но после шоков начинается их отток. Тем временем нормы и правила, регулирующие реструктуризацию долга, стимулируют проволочки, а не заключение соглашений.

В последние годы ситуация лишь ухудшилась. Борясь с Covid-19, страны, которые могли позволить себе трату огромных сумм на поддержку граждан, тратили их, но, поскольку глобальной системы социальной защиты не существует, развивающиеся страны не могли сделать ничего подобного. Новое распределение Международным валютным фондом специальных прав заимствования (СДР, резервный актив МВФ) частично помогло, но этого оказалось недостаточно.

Кроме того, новейшие попытки разрешить долговые проблемы, в том числе «Общие рамки урегулирования долга», утвержденные «Большой двадцаткой», не достигли цели. Процесс реструктуризации остается медленным и непрозрачным, а его результаты в основном зависят от разницы в переговорной силе стран-должников и их кредиторов. Между тем сегодня реструктуризация требует координации широкого круга участников, включая Парижский клуб суверенных кредиторов, новых двусторонних кредиторов, подобных Китаю, и возросшее число частных кредиторов. Это еще больше усложняет процесс реструктуризации. Даже когда наступает облегчение долгового бремени, это обычно случается слишком поздно, а пользы слишком мало.

Нынешний кризис сложен, и «серебряной пули» нет. Но у нас достаточно эффективных, практичных решений. Для устранения его базовых причин мы должны ускорить реформу методики проведения Всемирным банком и МВФ анализа долговой устойчивости. Нынешние подходы не является инклюзивными, они не учитывают в полной мере климатические и природные риски, а также характер использования средств. Эти и подобные вопросы могут показаться техническими, но эффект будет значительным. Слишком долго несовершенные правила сдерживают продуктивные заимствования, которые нужны для увеличения человеческого капитала и инвестиций в инфраструктуру, а также для повышения климатической устойчивости.

В то же время имеются веские аргументы в пользу создания новых структур и учреждений, начиная с Клуба заемщиков. Кредиторы координируются уже много десятилетий, и заемщики могут рассчитывать на успех, только если сделают то же самое. Координация повысит их коллективную переговорную силу и гарантирует, что их интересы учтены. Кроме того, этот клуб сможет стать площадкой для всего, начиная с обмена опытом по линии Юг-Юг и заканчивая оказанием технической помощи и совершенствованием управления долгом.

Прежние попытки координации между заемщиками отличались отсутствием решимости. Но сейчас возникла новая динамика. Нам надо двигаться вперед, определив общие стратегические цели, структуру управления, адекватное финансирование.

Для улучшения процесса реструктуризации нужно менять стимулы кредиторов и должников. Один из вариантов — включить в «Общие рамки» норму об автоматической остановке обслуживания долга для стран с неустойчивым долговым бременем. МВФ мог бы воспользоваться своими правилами кредитования в случае наличия просроченной задолженности и добиться, чтобы многостороннее финансирование служило своим целям, а не использовалось для выплат по проблемным облигациям, которые надо реструктурировать. Нет никакого экономического смысла (и справедливости) в том, что после разрушительного урагана скудные средства направляются далеким кредиторам, а не тем, кто срочно нуждается в пище и крове.

Важное место в этом коллективном плане действий должна занимать реформа права, регулирующего процесс реструктуризации долга, с целью преодолеть тупиковые ситуации. Сюда относится изменение так называемой «компенсационной», досудебной процентной ставки, установленной в штате Нью-Йорк для просроченных долгов (с 1981 года, когда инфляция была 8,9%, она зафиксирована на уровне 9%), и введение порогов возвращаемых сумм. Нет никакой тайны в том, почему сегодня кредиторы не спешат за стол переговоров.

Во всех этих ключевых решениях — реформа методики анализа устойчивости долга, создание Клуба заемщиков, улучшение сроков и глубины реструктуризации — важны не только идеи, но и приверженность им. В 2000 году усилия мощной глобальной коалиции помогли добиться значительного облегчения долгового бремени для стран с низкими доходами. Но сегодня реальность требует, чтобы мы провели намного более широкие и глубокие реформы для преодоления кризиса, поразившего страны не только с низкими доходами, но и средними, а также для предотвращения будущих кризисов, стимулирования роста экономики, создания рабочих мест и процветания. Готовясь к Генеральной ассамблее ООН в сентябре, мы должны сосредоточиться на обеспечении прогресса в реализации этих практичных решений.

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте