Китайский автопром и локализация производства: как меняется авторынок Казахстана

Автомобильный рынок республики растёт опережающими темпами, а главным фактором этого роста становятся китайские бренды

автомобили, транспортная развязка, инфраструктура, мост
Фото: © istockphoto.com

Увеличивается доля новых автомобилей в структуре продаж, что свидетельствует о постепенном обновлении автопарка. Однако экспортный потенциал казахстанского автопрома пока остается нераскрытым: поставки автомобилей в Россию, чей рынок новых автомобилей примерно в восемь раз превышает казахстанский, сокращаются.

По итогам первого полугодия 2025 года продажи новых автомобилей в Казахстане превысили 104 тысячи единиц, что на 26,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные Казахстанского автомобильного союза. В июне реализовано более 19 тысяч машин — на 16,2% больше, чем в июне 2024 года.

По данным Казахстанского автомобильного союза, в июне 2025-го лидером по продажам стал бренд Hyundai (4116 автомобилей, +17,2% год к году), затем идут Chevrolet (2228, +22,8%) и Kia (2203, –26%). В пятерку также вошли китайские Jetour (1493, +125,5%) и Chery (1417, +14,4%). За первое полугодие 2025 года автомобилей марки Hyundai было реализовано 24 218 единиц (+32,8%), Chevrolet — 13 306 (+66,9%), Kia — 11 319 (–1,7%). Значительный рост продаж также показали китайские производители Haval, Geely, Changan и Jac.

При этом продажи новых автомобилей опережают объемы производства в Казахстане. По прогнозу правительства, в 2025 году производство автомобилей в стране вырастет до 149 тысяч штук, что на 5% больше показателя 2024 года.

Китайские автомобили и дальше будут наращивать свою долю на рынке: так, в 2025 году в Алматы запускается мультибрендовый завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ), на котором организуют выпуск моделей Chery, Haval (Great Wall Motor) и Changan. В числе первых моделей, запланированных к сборке в 2025 году, официально названы Chery Tiggo 2 Pro, Haval Jolion, Changan CS55 Plus и Tank 300.

Экспорт произведенных в Казахстане автомобилей обладает мощным потенциалом, особенно с учетом того, что с соседнего рынка России ушли многие бренды, освободив часть ниши легковых автомобилей, а платежеспособный спрос на автомобили сохраняется.

Что происходит на автомобильном рынке России

В России после ухода западных брендов рынок уже переориентировался на китайские автомобили, которые заняли порядка 60% сегмента.

В 2024 году в России было продано около 1,57 млн новых автомобилей, на 58% больше, чем в 2023 году. Сейчас спрос снизился, поскольку при высокой процентной ставке россиянам выгоднее держать деньги на банковских вкладах. Но, по прогнозам, в этом году всё равно может быть продано более 1 млн новых автомобилей. Это примерно в пять раз больше, чем Казахстане.

Российские автодилеры за последние три года смогли перестроить бизнес-процессы и наладить новые каналы поставок — в первую очередь из Китая, а также Казахстана и других стран. Например, достаточно оперативно смогли адаптироваться к ситуации и переналадить бизнес автодилеры из регионов России, такие как «Агат» (Нижегородская область), «КАН АВТО» (Татарстан) и «Ключавто» (Краснодарский край). У них имелись полупустующие салоны ушедших иностранных брендов и опыт быстрого строительства новых салонов в регионах с нуля.

Нижегородский дилер «Агат» исторически развивался исключительно в регионах, обходя стороной Москву и Санкт-Петербург, в которых сложнее зарабатывать из-за высокой конкуренции. При этом группа делала ставку на массовые бренды — Lada, KIA, Hyundai, Mitsubishi, Ford, Toyota, Geely, Chery. Когда многие иностранные бренды перестали быть доступными в России, «Агат» переключился на китайские марки, которые сейчас составляют основу его портфеля.

За последние два года годах «Агат» открыл 86 новых дилерских центров и сейчас с выручкой 158 млрд рублей (свыше 1 трлн тенге) по итогам 2024 года входит в топ-5 российских автодилеров. Гендиректор «Агата» Иван Мамочкин ожидает рост конкуренции среди автодилеров на фоне ослабления спроса. «В этом году за меньшее количество клиентов будут сражаться еще более люто, потому что все игроки — и китайские производители, и Lada — ставят задачу увеличения доли рынка или ее сохранения».

Другой российских дилер — «КАН АВТО» из Казани — предлагает в 32 дилерских центрах Татарстана 28 китайских брендов, часть которых производится на территории Таможенного союза — в Казахстане, России и Беларуси. По словам президента «КАН АВТО» Александра Колесова, с момента основания 20 лет назад компания продала около одного миллиона автомобилей и сотрудничает со всеми ведущими мировыми автобрендами из США, Европы и Азии, такими как Chevrolet, Cadillac, Ford, Mercedes-Benz, Kia и другими, но одна из первых сделала ставку на перспективы китайского автопрома, открыв дилерский центр Geely еще в 2020 году.

Александр Колесов
Александр Колесов
Фото: архив пресс-службы

Последним примером сотрудничества «КАН АВТО» с китайскими автопроизводителями стал бренд Li Auto, который конкурирует с европейскими люксовыми брендами и пользовался большой популярностью в России еще до начала официальных продаж, рассказывает Колесов, чья компания в 2024 году увеличила продажи новых автомобилей на 60% и нарастила выручку до почти $900 миллионов.

«Китайский автопром развивается семимильными шагами и навсегда изменил мировой автомобильный рынок. Сегодня мало кто в мире может с ним конкурировать как по объемам производства, так и по современным технологиям и передовым разработкам», — отмечает Александр Колесов.

Несмотря на доступность автомобилей в России, россияне демонстрируют интерес к покупке автомобилей в Казахстане, а СМИ публикуют подробные пошаговые инструкции о том, как купить автомобили производителей, покинувших Россию после февраля 2022 года. Наибольшим спросом пользуются JAC, Chevrolet, Kia, Hyundai, Skoda, Ravon и Hongqi.

Доля китайских автомобилей на улицах Казахстана и России продолжит расти, говорят эксперты. Если всего несколько лет назад китайские машины были редкостью, то уже в 2025 году доля китайских брендов в продажах новых машин в Казахстане может превысить 50%, по прогнозу американской компании Automotive Ventures, специализирующейся на инвестиции в стартапы в сфере автомобильных технологий.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте