Кино в цифрах: частные хиты и государственные «долгострои»

Почему одни картины при бюджете в 100 миллионов тенге собирают миллиарды, а другие при господдержке в сотни миллионов так и не доходят до зрителя

Кинотеатр, кино, молодые люди в кинотеатре с попкорном
Фото: © Depositphotos.com

Госфинансирование кино в Казахстане давно стало темой повышенного внимания и споров. Государственные средства, порой значительные, осваиваются, проекты снимаются, но зрители их не видят. Такая картина ставит под вопрос не только эффективность потраченных средств, но и достижение основной цели — сделать отечественное кино доступным широкой аудитории.

По словам Айдара Омарова, исполняющего обязанности президента АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова, процесс финансирования национальных фильмов всегда сопряжен с высокой ответственностью.

«Мы говорим о бюджетных средствах, и каждая картина проходит несколько этапов согласования, аудита и утверждения. Но даже при этом могут возникать сложности — как организационные, так и юридические», — поясняет Айдар Омаров.

Ранее, когда государственное финансирование проходило напрямую через «Казахфильм» и еще не существовало Государственного центра поддержки национального кино, система отбора строилась иначе: ежегодно утверждался тематический план, в который входили ключевые направления будущих проектов. На его основе отбирались сценарии, а на киностудии формировался сценарный портфель. При этом у авторов частично выкупались права на сценарии, чтобы зафиксировать за студией возможность последующего запуска. Если проект получал зеленый свет на производство, авторам выплачивалась оставшаяся сумма.

В ответе на официальный запрос Forbes Kazakhstan о том, сколько фильмов, профинансированных «Казахфильмом», так и не вышло в прокат, представители киностудии сообщили, что на сегодняшний день среди завершенных проектов есть два художественных фильма, не дошедших до зрителя. Производство данных фильмов было завершено в 2021 году и принято руководством «Казахфильма» в лице вице-президента по производству Айдара Баталова, который ныне, к слову, возглавляет Лигу кинематографистов РК.

Первый из них — фильм под рабочим названием «Наш милый доктор-2», впоследствии переименованный в «Нам нужен доктор». Так, производство началось в 2018 году под руководством режиссера Аскара Бисембина, известного своими комедийными и семейными картинами. После его отказа продолжить работу съемки были заморожены, а затем возобновлены новой командой. Режиссером-постановщиком стал Равиль Трумов — дебютант в большом кино, ранее не имевший опыта работы в профессиональном кинопроизводстве. Несмотря на отсутствие режиссерского бэкграунда, именно ему Айдар Баталов доверил завершение проекта.

Согласно официальному акту, общий бюджет картины составил 640 млн тенге: в 2018 году было освоено 18,225 млн, в 2019-м — 250 млн, а в 2021 году — 371,745 млн. Разбивка расходов по этапам: предподготовительный — 18 255 000 тенге, подготовительный — 251 289 231 тенге, съемочный — 276 302 775 тенге, постпродакшн — 94 152 994 тенге. Производственный процесс длился с 2018 по 2021 год. По данным киностудии, фильм полностью финансировался за счет государственных средств, а изменения в составе съемочной группы не повлияли на смету. Однако картина так и не добралась до проката. Основная причина, как поясняет Омаров, связана с юридическими ограничениями.

«В фильме использованы музыкальные произведения, права на которые не выкуплены. Пока это не будет урегулировано, прокат невозможен. Мы также ищем пути завершения постпродакшна и ведем переговоры о выкупе авторских прав».

Второй фильм — «Ақтастағы Ахико». Картина режиссера Елдара Капарова рассказывает о пятнадцатилетнем японце Ахико Тэцуре, которого после Второй мировой войны отправляют из Южного Сахалина в казахстанский лагерь как «врага народа». Пройдя через голод и лишения, он выживает, остается жить в Казахстане и называет эту землю своим домом. Фильм основан на реальной судьбе Ахико Тэцуры — японца, прожившего почти всю жизнь в Карагандинской области.

Бюджет проекта также составил 640 млн тенге. Однако, несмотря на то, что фильм был принят в 2021 году руководством «Казахфильма» в лице вице-президента по производству Айдара Баталова, по данным киностудии, лицензионные права на картину до сих пор остаются у Министерства культуры, которое выступало заказчиком фильма. Без их передачи «Казахфильм» не может заниматься дистрибуцией.

«С юридической точки зрения, — уточняет Айдар Омаров, — картина завершена, но права на нее должны быть переданы от министерства. Пока это не произойдет, студия не имеет возможности выпустить фильм в прокат или передать его на платформы».

Более того, «Казахфильм» уже показывал картину ряду дистрибьюторов, однако те отказались от релиза, посчитав ее малокоммерческой.

Пока государственные проекты нередко застревают на пути от съемочной площадки до экрана, частное кино в свою очередь демонстрирует обратную динамику — меньшие бюджеты, но гораздо более впечатляющие результаты. Так, согласно данным системы онлайн-отчетности Rentrak, романтическая комедия «Таптым-ау сені» при производственном бюджете в 120 млн тенге собрала в прокате более 1,8 млрд тенге, тогда как «Қолыңнан келсе алып қаш», снятая примерно за 109 млн тенге, принесла авторам свыше 1,4 млрд тенге.

Бюджеты фильмов Нурлана Коянбаева, автора франшизы «Бизнес по-казахски», также не превышали 250 млн тенге за картину — даже при съемках за рубежом. Более того, его фильм «Бизнес по-казахски в Корее», вышедший в 2019 году, стал самым кассовым отечественным фильмом года, собрав более 1 млрд тенге и обогнав по сборам ряд голливудских релизов.

Контраст очевиден: частный продюсерский сектор, работая в условиях рыночной конкуренции, стремится к эффективности и окупаемости, тогда как государственное кино по-прежнему сталкивается с барьерами, выходящими за пределы творческого процесса.

«Фильм становится ценностью, когда его видят, — резюмирует Айдар Омаров. — И наша задача — сделать так, чтобы казахстанские картины, независимо от источника финансирования, доходили до зрителя и приносили реальную отдачу — и культурную, и экономическую».

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте