Казахстанцы массово сдают рубли, а курс растет
Экономист объяснил, почему при отрицательных продажах в обменниках курс рубля укрепился
Несмотря на рекордный избыток наличного рубля в Казахстане в обменных пунктах, его безналичный эквивалент продолжает дорожать и в ноябре закрепился у отметки 6,6 тенге. Экономист Эльдар Шамсутдинов объяснил, почему рынок игнорирует избыток рублевой наличности.
Напомним, что статистика Национального банка за октябрь зафиксировала резкий обвал нетто-продаж рубля в обменниках до минус 32 млрд тенге. При этом исторически в октябре обычно наблюдался сезонный рост спроса, но в этом году население и малый бизнес, наоборот, массово избавлялись от рублевой наличности.
Расхождения он объяснил тем, что ценообразование происходит не в обменниках, а на бирже.
«Наличный рынок отражает поведение физических лиц и мелких торговцев, но объемы здесь несопоставимы с межбанковским сектором, где только за сегодняшний день прошло около 5 млрд рублей. Именно там возникает жесткий дефицит предложения, который полностью игнорирует переизбыток улицы», — сообщил Эльдар Шамсутдинов.
Он отметил, что Казахстан остается критически зависим от российских поставок по широкому спектру товаров: от продуктов и стройматериалов до электроэнергии и оборудования.
«Спрос импортеров на рубль неэластичен: бизнес обязан закрывать контракты вне зависимости от курса. Переключение на альтернативные поставки слишком дорого, перекрестная эластичность спроса близка к нулю, поэтому компаниям приходится абсорбировать любые ценовые шоки и выкупать рубли по любой цене», — пояснил эксперт.
При этом, по его мнению, еще кросс-курсы усиливают давление.
«Курс рубля считается через доллар, так как на рынке отсутствуют прямые маркетмейкеры рубля. При этом в РФ действует валютный контроль, поддерживающий рубль к доллару, тогда как тенге испытывает внутреннее давление. Если тенге слабеет быстрее, чем рубль, кросс-курс автоматически растет, закрепляя рубль на высоких уровнях при отсутствии встречного предложения», — рассказал Эльдар Шамсутдинов.
Комментируя ситуацию с рублем, экономист Бауржан Шурманов, также отметил, что рубль по-прежнему движется в отрыве от динамики тенге.
«Укрепление тенге почти не передается на пару рубль-тенге, потому что спрос импортеров на рубль остается жестким, а безналичный рынок испытывает дефицит предложения. Профицит наличных рублей у населения не способен повлиять на биржевую цену», — сказал Бауржан Шурманов.
Вместе с тем, если смотреть данные за январь–октябрь 2025 года, объем торгов российским рублем на Казахстанской фондовой бирже (KASE) составил 8,065 трлн тенге, что на 87,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (4,299 трлн тенге). При этом рубль занял 2,6% всего биржевого оборота на KASE (в 2024 году — 1,3%).