Канны: Политика, личные драмы и галлюцинации в пустыне— кто увёз главную награду

В 2025-м преобладали камерные фильмы с политическим и социальным подтекстом и умеренными техническими экспериментами

Джафар Панахи
Джафар Панахи
Фото: © AP Photo/Natacha Pisarenko

Один из самых политически заряженных каннских фестивалей последних лет завершился на сильной ноте: главный приз — «Золотая пальмовая ветвь» — был вручен иранскому режиссёру Джафару Панахи за фильм «Это был просто несчастный случай», вдохновлённый его пребыванием в тюрьме.

Картина, насыщенная абсурдистским юмором и политическим гневом, рассказывает о пяти бывших заключённых. Они считают, что узнали в человеке, которого держат в плену, своего бывшего палача — прокурора, участвовавшего в их допросах. Однако ни один из них не может быть уверен, поскольку во время заключения у всех были завязаны глаза.

Кадр из фильма «Это был просто несчастный случай»
Кадр из фильма «Это был просто несчастный случай»

Во время своей благодарственной речи Панахи сказал: «Я думаю, что сейчас самое время спросить всех, чьи мнения отличаются от мнений других, в Иране и во всем мире… Я хотел бы попросить их об одном: оставьте все проблемы и разногласия».

Гран-при достался норвежскому режиссёру Йоахиму Триеру за драму «Сентиментальная ценность». Фильм рассказывает о режиссёре, который пытается восстановить отношения с отчуждённой дочерью, приглашая её сыграть главную роль в его самом личном фильме. Картина вызвала полярную реакцию: от полного непонимания («почему нам должна быть интересна история девушки с лёгким психическим расстройством, которая создаёт проблемы там, где их нет?) — до восторженных откликов, пророчивших ей «Золотую пальму».

Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»
Кадр из фильма «Сентиментальная ценность»

Приз жюри разделили два автора. Француз испанского происхождения Оливер Лаксе получил награду за «Сират» — дорожный фильм-паломничество, в котором отец с малолетним сыном отправляется на поиски взрослой дочери, примыкая к рейв-группе в пустыне Сагро в Марокко. Некоторые критики сравнили атмосферу картины с «Безумным Максом: Дорога ярости», хотя по динамике и зрелищности до него Лаксе недотянул.

Кадр из фильма «Сират»
Кадр из фильма «Сират»

Вторая половина приза досталась немецкому режиссёру Маше Шиллински за «Звук падения» — интимную и мрачную драму о женщинах из четырёх поколений, переживающих насилие, угнетение и бытовую травму. Картина Шиллински была особо отмечена критиками за звуковые эксперименты, которые сопровождали эмоциональные разрывы героинь, а также стали прямым продолжением идеи, заложенной в названии фильма.

кадр из фильма «Звук падения»
Кадр из фильма «Звук падения»

Приз за лучшую женскую роль получила дебютантка Надя Меллити за роль в «Младшей сестре», где она играет подростка из арабской семьи в Париже, которая скрывает свои сексуальные предпочтения (любовь к девушкам) от своей патриархальной и религиозной семьи.

Кадр из фильма «Младшая сестра»
Кадр из фильма «Младшая сестра», актриса Надя Меллити

Бразильский актёр Вагнер Моура был назван лучшим актёром за работу в фильме «Секретный агент». Его герой — отец, скрывающий свою личность во время военной диктатуры в Бразилии. Режиссёр картины Клебер Мендонса Фильо был признан лучшим режиссёром.

Кадр из фильма «Секретный агент»
Кадр из фильма «Секретный агент»

Братья-бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденн получили награду за лучший сценарий фильма «Молодые матери», фокусирующегося на социальных проблемах и уязвимости женщин-матерей в современной Европе.

Кадр из фильма «Молодые матери»
Кадр из фильма «Молодые матери»

Впервые учреждённый «Специальный приз» был присуждён китайскому режиссёру Би Ганю — жест не только художественный, но и политический. Китай оставался одной из самых заметных стран на фестивале — каждый пятый участник на набережной Круазетт говорил по-китайски, и игнорировать это было невозможно.

Кадр из фильма «Воскрешение», режиссер Би Гань
Кадр из фильма «Воскрешение», режиссер Би Гань

Сам Гань — режиссёр, несомненно, одарённый, и его новая работа «Воскрешение» стала не просто фильмом, а визуальной симфонией в честь столетия мирового кинематографа. Вступительная часть снята как дань эпохе братьев Люмьер — в духе раннего немого кино с его нарочитой статикой и завораживающей простотой. Оттуда начинается стремительное путешествие по жанрам и стилям XX века: от нуара и сюрреализма до постапокалиптической фантастики. Сюжетное ядро — мир будущего, где человечество обретает вечную жизнь, отказавшись от снов. Фантазия объявлена атавизмом. Но среди стерильного бессмертия находятся те, кто продолжает видеть сны. Именно один из таких так называемых фантазмеров становится героем истории — и мишенью для женщины, способной проникать в чужие сновидения. Картина — сложносочинённое и одновременно хрупкое высказывание о роли воображения в эпоху алгоритмов и бессмертной рациональности.

Каннский фестиваль закончился почти в темноте — в буквальном смысле. В последний день во всём городе произошло масштабное отключение электроэнергии. Были парализованы кинотеатры, рестораны, магазины и даже сотовая связь. Тем не менее благодаря резервным генераторам финальная церемония состоялась по графику.

Победители и жюри 78-го Каннского фестиваля
Победители и жюри 78-го Каннского фестиваля
Фото: © Jean_Louis_Hupe/FDC

Общий настрой фестиваля оказался неожиданно сдержанным. В отличие от прошлых лет, когда на экраны выходили такие мощные ленты, как «Субстанция», «Эмилия Перес», «Паразиты» или «Титан», в этом году преобладали камерные фильмы с политическим и социальным подтекстом и умеренными техническими экспериментами.

Мир меняется — и фестиваль это отражает. Но в какой именно стороне этих перемен оказались мы и ведут ли они нас вперёд — ответ, похоже, ещё предстоит найти.

Основной конкурс

  • «Золотая пальмовая ветвь»: «Это была просто случайность», Джафар Панахи
  • Гран-при: «Сентиментальная ценность», Иоахим Триер
  • Лучшая режиссура: Клебер Мендонса Фильо, «Секретный агент»
  • Лучший сценарий: Жан-Пьер и Люк Дарденн, «Молодые матери»
  • Лучший актёр: Вагнер Моура, «Секретный агент»
  • Лучшая актриса: Надя Меллити, «Младшая сестра»
  • Приз жюри — «Сират» Оливье Лаксе и «Звук падения» Маши Шилински
  • Специальная награда: «Воскрешение», Би Ган

Особый взгляд

  • Премия «Особый взгляд»: «Таинственный взгляд фламинго», Диего Сеспедес
  • Приз жюри: «Поэт», Саймон Меса Сото
  • Приз за лучшую режиссуру: Тарзан и Араб Насер, «Однажды в Газе»
  • Награды за лучшее исполнение: Клео Диара, «I Only Rest in the Storm»; Фрэнк Диллейн, «Urchin»
  • Лучший сценарий: Гарри Лайтон, «Седло»
  • Особое упоминание: «Нора», Тауфик Альзаиди.

Другие призы

  • «Золотая камера»: «Президентский торт», Хасан Хади
  • Специальное упоминание премии «Золотая камера»: «Тень моего отца», Акинола Дэвис-младший
  • «Золотая пальмовая ветвь» за короткометражный фильм: «Я рад, что ты уже умер», Тауфик Бархом
  • Специальное упоминание короткометражного фильма: «Али», Аднан Аль Раджив
  • Премия кинокритиков ФИПРЕССИ (конкурс): «Секретный агент», Клебер Мендонса Фильо
  • Премия ФИПРЕССИ («Особый взгляд»): «Urchin», Харрис Дикинсон
  • Премия ФИПРЕССИ (параллельные секции): «Одиссея одуванчика», Момоко Сэто
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте