Как привлечь молодёжь в сельское хозяйство
Молодые люди в развивающихся странах продолжают бежать из сельской местности

РИМ — Аграрный сектор обречён на вымирание? Средний возраст фермеров в мире неуклонно повышается, и уже приближается к 60 годам в развитых странах. В результате эта отрасль, обеспечивающая примерно четверть рабочих мест в мире, попала в трудное положение: если не привлечь множество молодых работников, её ожидает резкий упадок.
Позитивно то, что 16% мирового населения, то есть 1,2 млрд человек, сейчас в возрасте от 15 до 24 лет. Многим из них трудно найти работу, особенно в развивающихся странах. Например, в Африке люди моложе 25 лет составляют около 60% населения, при этом безработной является примерно треть африканцев в возрасте от 15 до 35 лет.
И всё же молодые люди в развивающихся странах продолжают бежать из сельской местности. Они стремятся найти лучше оплачиваемую работу с более высоким статусом — в городах или в других странах. Из-за этих миграционных тенденций уже несколько десятилетий продолжается глобальный спад численности молодёжи, которая работает в аграрном секторе и живёт в деревнях.
В Кении за минувшие десятилетия аграрная занятость молодёжи резко снизилась: с 58,9% в 1990 году до 28,5% в 2020 году. В Европе численность сельской молодежи (в возрасте 15-24 лет) сократилась на 1,7 млн человек в период с 2013 по 2019 год: в 2025 году только 12% ферм на континенте управлялись людьми моложе 40 лет. В Юго-Восточной Азии в 2020 году сельская молодёжь составляла лишь около 7% от общей численности населения, снизившись с 16% в 1950 году. В Японии только 11% фермеров моложе 50 лет. А в Латинской Америке прогнозируется, что к 2030 году 1,2 млн молодых людей уйдут с работы на фермах.

Привлечение новых поколений к работе в сельском хозяйстве требует смены парадигмы в нашем восприятии этой отрасли. Её надо представить так, чтобы она стала не последним, а первым выбором для молодёжи — передовым рубежом экономического развития с привлекательными возможностями трудоустройства во всей производственной цепочке. Сельское хозяйство — это не только выращивание продовольственного сырья; оно создаёт рабочие места в пищевой промышленности, а также в транспортировке, розничной торговле и других смежных отраслях.
Помимо влияния на занятость, процветающий аграрный сектор способствует повышению общего благосостояния. В странах с низкими доходами рост в аграрном секторе снижает уровень бедности в 2-3 раза эффективнее, чем рост в других отраслях, при этом повышение аграрной производительности крайне важно для улучшения питания и укрепления продовольственной безопасности.
Тем не менее эта отрасль страдает от проблемы восприятия. Молодые люди склонны считать сельское хозяйство грязным, низкотехнологичным, низкооплачиваемым и не имеющим высокого статуса. Это противоположность «современной работе». Если власти всерьёз хотят привлечь молодежь в сельское хозяйство, им надо говорить о его прибыльности, охвате и масштабах. А чтобы аргументы стали убедительными, потребуются меры, направленные на устранение обоснованных сомнений, которые влияют на отношение молодёжи к сельскому хозяйству. Речь идёт о реформе систем землепользования, обязательном повышении зарплат, поддержке предпринимательства.
Слишком часто государственная политика сосредоточена на малодоходных видах аграрной деятельности, которые не предполагают финансовой стабильности и карьерного роста. Надо подталкивать молодёжь не к выращиванию урожаев или разведению животных, а к быстро растущей категории нефермерских рабочих мест, которые связаны с урбанизацией, техническим прогрессом, повышением спроса на продукты местного производства. Сюда относится переработка, упаковка, хранение и дистрибуция продовольствия (например, на городских фермерских рынках). Например, в Гане ведущий кооператив мелких производителей какао, Kuapa Kokoo, инвестирует в отечественные перерабатывающие мощности для повышения доходов производителей и работников.
В дельте Меконга (одном из важнейших аграрных районов Азии, который часто называют «рисовой чашей» Вьетнама) мало кто из молодёжи хочет работать на полях. Молодые люди видят своё будущее в сфере аграрных услуг, в распространении знаний, в исследованиях, а также в агробизнесе. Агротехнологические стартапы уже начали менять производственные цепочки во Вьетнаме, помогая мелким фермерам и кооперативам получить доступ к финансированию и экспортным рынкам.
Цифровые решения очень важны для обеспечения устойчивости (в том числе экологической) мелких производителей и для расширения отрасли. В Хорватии специальное ПО для коротких производственных цепочек помогает автоматизировать доставку, получение и бухгалтерский учёт, позволяя мелким фермерам сосредоточиться на выращивании аграрной продукции. В Колумбии недорогое приложение для смартфонов помогает производителям цитрусовых повысить качество урожая и получить доступ к рынкам, связывая их с агрономами и покупателями. В Африке, где на долю переработки и логистики уже приходится 40% цепочек «ферма — рынок», появилось много успешных платформ, которые связывают фермеров и с техникой, и с покупателями.
Продолжение этой экспансии создаст лучше оплачиваемую, квалифицированную занятость для молодёжи в сельских и городских районах. Это будет мощный сигнал: сельское хозяйство не ограничивается обработкой почвы. Но нужно, чтобы власти обеспечили молодое поколение ресурсами и навыками (цифровыми и иными) для модернизации сельского хозяйства и создания устойчивого, инновационного агробизнеса. Пора признать, что нужно привлекать молодёжь в сельское хозяйство и в продовольственные системы — чтобы создать достойные рабочие места и (в более фундаментальном смысле) накормить мир.