Как первая и единственная школа го в Казахстане обучает тысячи человек
А также внедряет игру в образование и управленческие практики

Го — стратегическая настольная игра с тысячелетней историей. Основное преимущество в го получает не тот, кто атакует, а тот, кто устанавливает влияние. Сегодня древнюю игру изучают в ведущих университетах мира вроде Стэнфорда и Гарварда, а в Китае и Южной Корее она включена в школьную программу и признана официальным видом спорта.
В Казахстане роль популяризатора игры пока выполняет один проект — школа го в Алматы, открывшаяся в 2023 году. Это первая и единственная организация в стране, системно развивающая направление как среди детей, так и среди взрослых. За два года команда обучила игре в го более 4000 человек. В активной базе сейчас — около 750 учеников.
Проект начался с инициативы Рината Амангелди, выпускника программы «Капитаны Казахстана». Он познакомился с го во время обучения в России, где видел, как ее используют в бизнес-среде. По возвращении в Алматы он начал проводить первые занятия — без помещения, с минимальным числом учеников. Позже к команде присоединился Бахтияр Аширов — маркетолог, который с тех пор отвечает за продвижение школы, а затем — предприниматель Ерлан Кунанбаев, CEO компании «Азия Мебель» и резидент YPO Kazakhstan.
«Я воспринимаю доску для игры как модель мира. Ход соперника — это поведение рынка, клиента, государства. Если ты понимаешь, зачем был сделан ход, ты готов к последствиям. Го научила меня стратегически мыслить в бизнесе», — говорит Кунанбаев, ставший инвестором и ментором проекта.
Единомышленники открыли школу. Сначала — как клуб, потом — как полноценную структуру. В 2025 году команда перешла от формата ТОО к ассоциации и зарегистрировала Казахстанскую ассоциацию го, чтобы иметь возможность сотрудничать с учебными заведениями и выходить на новые форматы. Более чем за два года до этого, в сентябре 2022-го, в Алматы стартовала программа поэтапного внедрения игры го в школьное образование. Сегодня занятия проходят уже в шести частных школах города. В одной из них, школе «Пифагор», го официально введена как учебный предмет для учеников 5–6-х классов. За это время более 700 детей освоили основы игры и философии го. С момента открытия школа провела более 20 турниров.
Стоимость обучения — от 2000 тенге за мастер-класс. Есть программы, рассчитанные на два-три месяца, есть углубленные курсы. Для компаний предусмотрены корпоративные форматы обучения стоимостью от 200 000 тенге. Весь доход школы уходит на ее текущее содержание, а дальнейшее развитие проекта финансируется самим Кунанбаевым.
В планах на ближайшие пять лет — открыть филиалы в Астане и других городах, добиться признания го как официального вида спорта в Казахстане, включить игру в школьные учебные программы. Уже в сентябре этого года команда планирует провести третий международный турнир, пригласив на него игроков со всего мира.
Известны примеры, когда предприниматели, прошедшие курс обучения го, пересмотрели модели бизнеса. Кто-то менял команду, кто-то отказывался от сотрудничества с токсичными партнерами, кто-то находил новые продукты. «Нам известно как минимум три случая, когда игра повлияла на бизнес-решения и в течение года это отразилось на росте дохода», — говорят собеседники.
Четвертый участник команды — Александр Ким, бизнес-коуч, член Международной федерации коучинга (ICF) и основатель консалтинговой компании Kim & Partners. Он пришел на свой первый мастер-класс по рекламе в Instagram, а через месяц уже помогал формировать стратегии, процессы, консультировал команду. Сейчас он — председатель ассоциации школы.
Инфраструктура для развития го уже частично выстроена: часть турниров проходит на площадках партнеров, в том числе в университетах и на международном курорте «Восемь озер». В команде подчеркивают, что открыты к сотрудничеству с частными школами, вузами, компаниями и фондами.
Если бы больше школ — как частных, так и государственных — интегрировали го в учебный процесс, это могло бы способствовать развитию у детей навыков анализа, планирования и принятия решений, считают, а ассоциации. Проект показывает, что игра с простой доской может работать как образовательный и управленческий инструмент, особенно в условиях, когда потребность в системном мышлении становится все более актуальной.