Как Казахстану опять стать магнитом для инвесторов
Четыре урока из Чили и Австралии

В добывающем секторе у Казахстана есть масса возможностей для привлечения крупных иностранных инвестиций. В этом помогут предсказуемость налоговых режимов и оптимизация процессов лицензирования, доступные геологические данные и обновление экспортной инфраструктуры.
В последние годы прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Казахстан сокращаются. С 2013 по 2023 год чистый приток ПИИ в страну снизился в три раза — с $10,3 млрд до $3,4 млрд, в 2024-м впервые был зафиксирован чистый отток ПИИ на $2,6 млрд. В общем объеме иностранных инвестиций в Центральную Азию доля Казахстана уменьшилась с 70 до 43%.
Тем не менее у Казахстана есть немало возможностей восстановить инвестиционные потоки. Многообещающие перспективы открывает горнодобывающий сектор, где ПИИ сейчас составляет только 9% от «отраслевого» ВВП; это вдвое меньше, чем у таких стран, как Чили (20%) и Перу (17%). Это говорит о серьезном потенциале роста в отрасли.
Что сдерживает инвестиции
Оценка зависимости объема прямых иностранных инвестиций от качества отраслевого регулирования и бизнес-среды в странах с доминирующим горнодобывающим сектором показала, что оба фактора в относительно равной степени влияют на объем валового ПИИ.
К отраслевому регулированию относятся такие переменные, как налоговый режим, фискальная стабильность, социальные обязательства, требования к местному содержанию, доступность и прозрачность данных, верховенство закона и уровень экономической свободы. Бизнес-среда включает в себя такие параметры, как простота экспорта, зрелость цепочек поставок, себестоимость продукции (включая затраты на энергию и оплату труда), простота ведения бизнеса, макроэкономическая стабильность, ESG-факторы и доступность рабочей силы и навыков.
Хотя регулирование в Казахстане претерпело немало позитивных изменений, ряд барьеров остается. Среди них недостаточная стабильность налоговой политики, в том числе частые изменения ставок НДПИ. Согласно данным Всемирного банка, с момента введения нового налогового кодекса в 2018 году в него вносились изменения более 36 раз. Только по урану методология расчета и ставка НДПИ менялись не менее трех раза за последние три года. Такая непредсказуемость и нестабильность регуляторной политики сдерживает иностранных инвесторов вкладываться в Казахстан.
Другой важный фактор инвестиционной привлекательности сектора — доступность геологических данных. Несмотря на достигнутые за последние годы заметные успехи в данном направлении (запущена общедоступная база геологической информации, около 40% имеющихся данных уже оцифровано, ряд процедур по лицензированию можно пройти в цифровой форме), авторитетный рейтинг Fraser Institute Mining Survey, опубликованный в 2023 году, оценивает качество геологических данных в Казахстане только на 33 балла из 100 (у Чили и Перу — больше 60, у Австралии и Канады — больше 90).
Еще один барьер для инвестиций — качество логистики. В Индексе логистической эффективности Всемирного банка Казахстан получил оценку в 54 балла (Перу и Чили — 60, Канада — 80). Главное узкое место — железнодорожная инфраструктура, которая сегодня сталкивается с повышенной нагрузкой из-за роста экспорта в Китай и нехватки локомотивов и грузовых вагонов.
Четыре урока стран-лидеров
Практика таких стран, как Канада, Австралия, Чили, и других показывает, что для выхода в лидеры по объему инвестиций в горнодобывающую отрасль нужны меры в четырех областях:
Современные механизмы налогообложения. В успешных странах самый распространенный налоговый режим для добывающего сектора опирается на роялти: налоговые выплаты рассчитываются на основе выручки за вычетом определенных статей расходов (Австралия, Бразилия и пр.) или прибыли (Перу, Чили, Канада). Несомненно, налогообложение на базе роялти является наиболее понятной системой для инвесторов ввиду ее распространенности, простоты и прозрачности расчетов.
В Казахстане уже рассматривается переход к одной из этих моделей, но важно тщательно проработать ее внедрение, чтобы создать справедливую налоговую нагрузку. Необходимо провести детальное моделирование для оценки влияния потенциальной бюджетной нестабильности, созданной новым режимом, и калибровки ставок роялти, чтобы избежать потери доходов для государства.
Цель реформы — сохранить фискальную нейтральность или обеспечить умеренный рост доходов, не снижая привлекательность отрасли для инвестиций и не создавая чрезмерной нагрузки на горнодобывающие компании.
Новые стимулы для геологоразведки. Ведущие страны используют широкий круг стимулирующих мер, в том числе субсидирование затрат на бурение (например, в Австралии, Чили и провинции Онтарио (Канада), оплату труда и обучение персонала (США, Чили), льготы по НДС, вычеты и льготы по налогу на прибыль и т. д.
В Казахстане частично применяются схожие меры, перечень и/или размер которых можно и нужно расширить для масштабирования инвестиций в горнорудный кластер. Еще один важный сигнал для инвесторов — простые, быстрые и прозрачные лицензионные процедуры: оцифровка процесса рассмотрения заявок позволит повысить уровень прозрачности и предотвратить утечку информации.
Оцифровка геологических данных. Нужно закрепить уже проделанную успешную работу, довести уровень оцифровки геологических данных до 90%+, усовершенствовать качество геологических данных, а также внедрить передовые инструменты их анализа, в том числе с помощью искусственного интеллекта. Итогом должна стать единая база данных, находящаяся в ведении одного ответственного органа/организации. Эти данные должны быть доступны, бесплатны и совместимы с глобальными отраслевыми стандартами.
Более удобная логистика. Казахстан нуждается не только в новых экспортных маршрутах, но и в обновлении логистической и таможенной инфраструктуры, оптимизации и цифровизации процессов. Чтобы справиться с дефицитом вагонной и локомотивной базы, который обостряется с каждым годом, критически важно увеличить участие частных компаний в железнодорожной отрасли.