Как филолог из Атырау решает боли нефтегазового сектора с помощью дронов

Основные направления компании Aardvark, которой руководит Дмитрий Иванов, — инспекция всех промышленных объектов на месторождениях и НПЗ

Дмитрий Иванов
Дмитрий Иванов
Фото: личный архив

Это сегодня Дмитрий Иванов — председатель комитета беспилотных авиационных систем (БАС) при Ассоциации гражданской авиации, руководитель Drone Tech Center в Astana Hub и директор компании Aardvark. Однако всего несколько лет назад он и не предполагал, что когда-то будет работать в этой области. 

По образованию Дмитрий Иванов филолог и в сфере БПЛА, как он сам говорит, оказался случайно. Первая компания, в которую Дмитрий пришел девять лет назад, была в России и занималась производством дронов и инспекцией инфраструктуры крупнейших российских нефтегазовых компаний с помощью беспилотных авиационных систем. Туда он устроился в качестве менеджера по развитию и, благодаря знанию английского языка и тому, что быстро стал вникать в тему дронов, стал заниматься продвижением услуг компании на международном рынке. В итоге «продвинул» самого себя одному из ведущих поставщиков промышленных решений с применением БАС — японской компании Terra Drone.

— Terra Drone хотела заключить партнерство с российской компанией, но не сошлись по условиям, однако приметили там меня и предложили работать с ними. Я согласился и стал директором департамента, который занимался выходом компании на рынок СНГ, — рассказывает Дмитрий.

Дмитрий Иванов
Дмитрий Иванов
Фото: личный архив

На тот момент, как утверждает собеседник, он уже хорошо знал рынок Казахстана, а потому эта страна стала одной из первых, где Дмитрий решил «наводить мосты» от лица Terra Drone. И ему это удалось. Уже в 2019-м было подписано соглашение с одной из казахстанских компаний, но сотрудничество длилось недолго: в конце 2020 года пути Дмитрия с японцами разошлись. Без работы Иванов не остался: поступило предложение от тогдашних конкурентов возглавить их компанию Aardvark. Дмитрий согласился, обосновался в Атырау и стал рассказывать нефтегазовым компаниям, чем дроны лучше вертолетов.  

Казахстанская компания Aardvark была основана в Атырау, где сконцентрированы основные нефтегазовые предприятия, включая ТШО, NCOC и т. д. Запросы, которые тогда выдвигали эти компании, были практически нереальны для Казахстана, но были привычными для западных стран: они хотели с помощью дронов повысить уровень промышленной безопасности и меньше вовлекать людей в опасные производственные процессы. И Aardvark стала пионером в области применения беспилотников для инспекции объектов нефтегазовой инфраструктуры. Компания стала закупать дроны из-за рубежа, привлекать специалистов из США, Великобритании, Южной Африки и других стран. «На тот момент не было полного и понятного регулирования по беспилотным системам, но было много требований от заказчиков», — уточняет Дмитрий.

Дмитрий Иванов с коллегами и дроном
Фото: личный архив

На сегодня одно из основных направлений Aardvark — исследование протяженных объектов, таких как нефтегазопроводы, на предмет утечек, несанкционированных проникновений или строительно-монтажных работ на территории трубопровода. В перечень услуг входит инспектирование всех инженерных объектов и инфраструктуры предприятия — мачты, факелы и т. д. Чаще всего их невозможно полноценно обследовать с земли либо для этого нужно использовать дорогостоящую технику и специалистов. По словам Дмитрия, для того чтобы дрону осмотреть тот же факел, потребуется меньше часа. Если же делать это традиционным способом, то нужно будет отключать системы, выстраивать леса, подключать людей и займет это все несколько дней, а то и недель.

Дмитрий Иванов с дроном в руках
Фото: личный архив

Чаще всего компании заключают мастер-контракты. Это не одноразовая услуга, вроде того, чтобы один раз облететь трубопровод, а договор на многолетний комплекс работ. Это не самая дешевая услуга, но здесь, как утверждает Дмитрий, основная выгода заключается в снижении капитальных вложений благодаря предотвращению крупной поломки или аварии из-за их раннего выявления и своевременного ремонта. Это помогает избежать масштабного отключения, сбоев в работе и простоев, из-за которых компании теряют миллионы долларов.

Несколько лет Aardvark заключала контракты только на самостоятельное выполнение услуг. Но со временем стало понятно: не каждому заказчику это нужно. Поэтому в 2024 году компания решила трансформироваться из сервис-провайдера в интегратора.

— Сейчас мы все чаще сталкиваемся с тем, что заказчик хочет выполнять инспектирование самостоятельно с помощью специалистов своей же компании и ему нужно получить все компетенции, — говорит собеседник. — Здесь нам нужно понять, какие проблемы и вопросы хочет решить заказчик, как он это делает в данный момент и какие есть более эффективные способы их решения с помощью БПЛА. После этого мы подбираем пул оборудования, компетентных людей, проводим обучение, разъясняем, какие процедуры по легализации нужно провести, какие разрешения получить и т. д. В общем формируем все бизнес-процессы внутри компании заказчика и отдаем клиенту готовую систему.

Компания Aardvark помогала во время паводков весной 2024 года
Компания Aardvark помогала во время паводков весной 2024 года
Фото: личный архив
Запуск дронов в шахте, где добывают золотую руду
Запуск дронов в шахте, где добывают золотую руду
Фото: личный архив

Все оборудование закупают за рубежом, в основном в Китае, Южной Корее и Европе. Это связано с тем, что в Казахстане пока не производят нужные аппараты. Что касается ПО, то здесь помимо иностранных программ внедряют решения местных разработчиков и свои собственные, в том числе разработанные на базе Dron Tech Centre при Astana Hub, которым тоже руководит Дмитрий. 

За последние 3-4 года отношение к беспилотным летательным аппаратам в Казахстане кардинально изменилось.

— Ранее мы сталкивались с трудностями при попытках убедить заказчиков в том, что дроны могут заменить вертолеты. Переговоры зачастую не приводили к результату, и цикл сделки мог длиться несколько лет, — вспоминает Дмитрий.

Сейчас же, по словам спикера, в правительстве РК понимают, что во многих секторах экономики беспилотники необходимы. Но одного понимания недостаточно, ведь «если не поддерживать развитие этого направления, то есть большая вероятность стать аутсайдером», уверен Иванов.

О том, как Казахстану не стать аутсайдером, сколько стоят комплекты беспилотного промышленного оборудования и чем они отличаются от «бытовых» дронов, читайте в полной версии статьи, которая выйдет в февральском номере журнала Forbes Kazakhstan.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте