«Инновации и ответственная политика сделают бездымное будущее реальностью»
Интервью с генеральным директором Philip Morris International Яцеком Ольчаком

В мае на северо-западе Швейцарии в небольшом городке Невшатель состоялась девятая ежегодная конференция Technovation, посвященная ключевой роли инноваций, технологий и науки в обеспечении бездымного будущего. Городок этот был выбран неспроста — еще в 2009 году здесь был размещен научно-исследовательский центр Philip Morris International, а объем инвестиций составил рекордные на тот момент $120 млн. На конференции выступил топ-менеджмент PMI, а также приглашенные ученые, которые рассказывали о том, каких сдвигов сегодня удалось добиться в снижении вреда от курения. Генеральный директор Philip Morris International Яцек Ольчак рассказывает о том, c какими вызовами сегодня сталкивается компания.
Чего, по-вашему мнению, хочет современный потребитель?
— Я думаю, что потребительские настроения, технологии и неопределенность формируют мировую экономику. Ясно одно: современные потребители ожидают большего. Им нужен опыт, который уважает их выбор и предвосхищает их потребности на их собственных условиях. В этой новой реальности никотиносодержащие продукты стоят в одном ряду с другими потребительскими товарами, которые предлагают лучший выбор, причем ответственно. Миллионы взрослых курильщиков ищут альтернативы курению. Для них компания Philip Morris International уже более десяти лет выпускает менее вредные (по нашим данным) технологичные продукты, основанные на научных данных и понимании того, что никотин (хотя он и вызывает привыкание и не исключает риски) может быть отделен от гораздо более вредных последствий курения.
Тем не менее критики считают, что бездымные продукты — это не шаг к отказу от никотина, а просто замена одной зависимости на другую, особенно в странах, где бездымные продукты доступны, например в Казахстане. Что вы ответите на это?
— Я хотел бы подчеркнуть, что бездымные продукты предназначены только для взрослых курильщиков, которые хотят продолжать употреблять никотин. Вы можете подумать, что Казахстан — это страна, где приветствуются бездымные альтернативы. На самом деле в Казахстане запрещена продажа электронных сигарет. Я понимаю, что регулирующие органы могут быть разочарованы тем, что уровень курения по-прежнему остается высоким. Но это не является основанием для запрета новой категории продуктов, которая, по мнению многих представителей здравоохранения, менее вредна, чем курение сигарет. Например, Королевский колледж врачей Великобритании изучил все факты и в своем докладе «Никотин без дыма» пришел к выводу, что электронные сигареты, скорее всего, являются средством отказа от курения, а не средством перехода к нему. Аналогичные данные есть и в США, а также по другим бездымным продуктам, таким как снюс в Швеции и системы нагревания табака в Японии.

В своей речи на конференции вы заявили, что «глупо продавать сигареты, но запрещать другие альтернативные способы потребления никотина». О каких рынках вы говорили? Можете ли вы рассказать нам больше о подобных случаях?
— Турция и Индия не разрешают продажу бездымных продуктов, несмотря на значительное количество курильщиков. Фактически невозможно получить информацию о преимуществах и относительных рисках бездымных продуктов по сравнению с самым вредным видом потребления табака — сигаретами. Только в Индии насчитывается 267 миллионов потребителей табака. Не думаете ли вы, что они могли бы получить пользу от использования бездымных продуктов? Они заслуживают того, чтобы знать о потенциальных лучших альтернативах и иметь к ним доступ.
Не считаете ли вы, что агрессивное продвижение бездымной продукции в странах с низким уровнем осведомленности о здоровье и слабой системой здравоохранения напоминает пропаганду сигарет в XX веке? Видите ли вы параллели?
— Первыми странами, где мы запустили наши флагманские системы нагревания табака, стали Италия и Япония. Обе страны являются развитыми экономиками с высоким индексом человеческого развития и сильными системами здравоохранения. В Японии — первом рынке, где бездымные продукты были запущены в 2014 году, — данные Национального исследования здоровья и питания, проведенного Министерством здравоохранения, труда и благосостояния, свидетельствуют о снижении распространенности курения сигарет на 46% с 2014 года: с 19,6% всех взрослых до 10,6% в 2022 году.
Мы знаем, что Швеция — страна, которая исторически была очень открыта к бездымным продуктам, — сегодня по сути свободна от дыма. В Швеции курят около 5% взрослого населения.
Я хочу, чтобы в мире было больше стран, которые будут похожи на Японию, Италию и Швецию хотя бы в том, что касается внедрения лучших альтернатив для курильщиков.
Ваша компания присутствует на рынке Казахстана уже более 30 лет. Каковы основные достижения PMI в Казахстане?
— Я очень горжусь тем, что PMI была одним из первых иностранных инвесторов в Казахстане. И Казахстан был одной из первых стран в мире, где мы сделали доступной нашу бездымную продукцию.
Мы продолжаем инвестировать. Совсем недавно мы начали производство бездымной продукции в Казахстане, создав 100 новых рабочих мест на начальном этапе и укрепив наше присутствие на рынке. В будущем мы планируем продолжать делать значительные инвестиции в Казахстан. В то же время наш филиал в Казахстане продолжает входить в десятку крупнейших налогоплательщиков страны — единственная FMCG-компания в этом списке, состоящем из нефтяных, газовых и металлургических компаний.
Можно с уверенностью сказать, что наш бизнес в Казахстане отражает глобальное видение PMI, направленное на построение бездымного будущего. Во всем мире более 32 миллионов взрослых курильщиков отказались от сигарет и перешли на бездымные продукты, включая тысячи курильщиков из Казахстана. Наши инвестиции в производство бездымной продукции ускорят переход к бездымному будущему.
Казахстан был региональным центром экспорта сигарет. Но поскольку мы поставили перед собой задачу заменить сигареты бездымными альтернативами, мы сосредоточились на производстве бездымных продуктов, чтобы ускорить этот переход на наших экспортных рынках.
Как долгосрочный инвестор, мы остаемся верны своему намерению продолжать внедрять инновации, совершенствовать технологии и создавать рабочие места.

Как локальное производство бездымной продукции повлияет на местную экономику?
— С точки зрения влияния на местную экономику, я хочу отметить, что более 70% сырья поступают изнутри страны. Мы планируем создать 100 новых рабочих мест, а всего проект предусматривает создание до 200 высококвалифицированных позиций. Я знаю, что создание инженерных рабочих мест полностью соответствует государственной программе по модернизации экономики и индустриализации Казахстана.
Кроме того, это передовой проект в области устойчивого развития. Он снижает углеродный след и реализует принципы экономики замкнутого цикла. Мы уменьшим сложность наших цепочек поставок, что также положительно скажется на углеродном следе.
Что станет для вас следующей вехой в развитии PMI? Насколько реалистичным вы считаете достижение бездымного будущего в ближайшие 10-15 лет?
— Мы по-прежнему привержены бездымному будущему. В первом квартале 2025 года на долю бездымных продуктов пришлось 42% от общей чистой выручки.
К 2030 году мы стремимся к тому, чтобы две трети нашего общего чистого дохода приходились на бездымную продукцию.
Чтобы достичь этого рубежа, мы призываем к сотрудничеству все заинтересованные стороны, включая правительство. Индустрия и регуляторы должны сотрудничать. Инновации, эффективное управление и ответственная политика сделают бездымное будущее реальностью. Превращение сигарет в музейный артефакт — это настоящая веха для нас в PMI.