ИИ не уничтожает рабочие места: исследование показало обратное

Главный риск для работников в том, что их вытеснит не искусственный интеллект сам по себе, а работники других компаний, которые используют ИИ

Искусственный интеллект, робот, мозг
Фото: © Pixabay/tungnguyen0905

ПАРИЖ — Все больше компаний начинают экспериментировать с искусственным интеллектом (ИИ), задумываясь о том, как он может повысить их прибыли. На этом фоне обострились дискуссии о последствиях ИИ для трудящихся. В США явное несоответствие между взлетом котировок на фондовом рынке и сокращением общего числа вакансий (в неаграрном секторе) подкрепляет рассуждения в прессе об уничтожении рабочих мест технологиями.

И недели не проходит без новостей о том, как компании применяют ИИ для выполнения офисной работы «белых воротничков», а особенно задач, которые обычно выполняют те, кто только что окончил вуз или находится на низких ступенях карьерной лестницы. Согласно докладу, опубликованному в начале октября Комитетом Сената США по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям, ИИ и автоматизация могут уничтожить почти 100 млн рабочих мест в Америке в ближайшее десятилетие. Те, кто высказывают подобные опасения, могут даже сослаться на известных экономистов, утверждающих, что ИИ-революция лишь умеренно повлияет на рост производительности труда, но однозначно негативно скажется на занятости из-за автоматизации многих задач и профессий.

Мы не согласны по обоим пунктам. Как показано в наших новых работах, ситуация гораздо сложнее и совсем не так ужасна, как следует из этих пессимистичных рассуждений. Если говорить о росте производительности, то здесь ИИ может влиять двумя способами: автоматизация задач в производстве товаров и услуг и автоматизация задач в производстве новых идей.

Когда Эрик Бриньолфссон с соавторами изучали влияние генеративного ИИ на работу агентов по обслуживанию клиентов в американской компании, разрабатывающей ПО, они обнаружили, что производительность у работников с доступом к ИИ-помощнику, выросла в первый месяц его использования почти на 14%, а через три месяца стабилизировалась на уровне около 25% выше прежнего. Другое исследование выявило столь же сильный прирост производительности у различных групп работников сферы знаний, причем наиболее сильный первоначальный эффект наблюдался у работников с низкой производительностью, что снижало неравенство внутри компаний.

Если переходить от микроуровня к макроуровню, то в статье 2024 года мы (Агьон и Бунель) рассмотрели два альтернативных варианта оценки влияния ИИ на потенциальный рост экономики в ближайшие десять лет. Первый подход использует параллели между ИИ-революцией и прошлыми техническими революциями, а второй — следует концепции выполнения задач, которую предложил Дарон Аджемоглу и которую мы рассматриваем в свете имеющихся данных эмпирических исследований.

Опираясь на первый метод, мы подсчитали, что ИИ-революция должна повышать общую производительность на 0,8-1,3 процентных пункта ежегодно в течение следующего десятилетия. А используя формулу выполнения задач Аджемоглу (но с учетом новейшей эмпирической литературы), мы выяснили, что ИИ должен увеличить совокупную производительность труда в пределах 0,07-1,24 процентных пунктов в год (медианная оценка равна 0,68). Для сравнения: Аджемоглу прогнозирует рост лишь на 0,07 процентного пункта.

Нашу медианную оценку следует считать нижней границей, потому что в ней не учитывается потенциал ИИ в автоматизации производства идей. С другой стороны, наши оценки не учитывают потенциальные барьеры для роста, прежде всего, отсутствие конкуренции в различных сегментах цепочки создания стоимости ИИ, которые уже контролируются фирмами-суперзвездами цифровой революции.

А что же с влиянием ИИ на общую занятость? В исследовании данных французских фирм, собранных в 2018–2020 годах, мы показали, что внедрение ИИ положительно коррелирует с ростом общей занятости и продаж на уровне компаний. Этот вывод согласуется с большинством новейших исследований о влиянии автоматизации на спрос компаний на рабочую силу; и он подтверждает мнение, что внедрение ИИ способствует приросту производительности, помогая фирмам расширять бизнес.

Этот эффект роста производительности выглядит более сильным, чем потенциальный эффект увольнений из-за ИИ (когда ИИ берет на себя задачи, связанные с некоторыми видами труда, и сокращает спрос на рабочую силу). Мы выяснили, что ИИ положительно влияет на спрос на труд, причем даже в случае с профессиями, которые обычно считаются жертвами автоматизации (бухгалтерия, телемаркетинг, секретарская работа). Впрочем, хотя некоторые виды использования ИИ (например, в сфере цифровой безопасности) приводят к росту занятости, другие (например, в административных процессах) обычно создают небольшой отрицательный эффект. Однако эти различия, судя по всему, объясняются разницей в формах использования ИИ, а не свойствами затрагиваемых профессий.

В целом, главный риск для работников в том, что их вытеснит не искусственный интеллект сам по себе, а работники других компаний, которые используют ИИ. Замедление темпов внедрения ИИ, скорее всего, негативно скажется на занятости в масштабах страны, потому что многие компании будут конкурировать на международном уровне с теми, кто уже использует ИИ.

Наша интерпретация данных показывает, что ИИ способен стимулировать рост как экономики, так и занятости, но для реализации этого потенциала потребуются политические реформы. Например, конкурентная политика должна гарантировать, что фирмы-суперзвезды, доминирующие в верхних сегментах цепочки создания стоимости, не будут мешать выходу на рынок инноваторов. Как показало наше исследование, большинство компаний, внедряющих ИИ, гораздо крупнее и производительнее тех, кто его не внедряет. Это означает, что те, кто уже на вершине, хорошо позиционированы, чтобы получить максимум от ИИ-революции.

Чтобы предотвратить чрезмерную концентрацию рынка и закрепление рыночной силы, мы должны стимулировать внедрение ИИ в небольших компаниях. Этого можно добиться, сочетая меры антимонопольной и промышленной политики, которые улучшают доступ к данным и вычислительным мощностям. Чтобы повысить потенциал ИИ в сфере занятости и минимизировать его негативные последствия для работников, важно обеспечивать широкий доступ к качественному образованию и программам профподготовки, а также проводить активную политику на рынке труда.

Новая технологическая революция уже началась. От готовности и способности адаптироваться к ней будет зависеть будущее целых стран и их экономики.

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте