Голубой океан доставки. Пять лет буму e-commerce в Казахстане

Glovo планирует развивать q-commerce

Glovo отмечает пятилетие в Казахстане
Glovo отмечает пятилетие в Казахстане
Фото: архив пресс-службы Glovo

Платформа для доставки еды Glovo появилась в Казахстане в 2019 году, в 2024-м компания отмечает пятилетие в стране. О том, как росли ключевые показатели и как платформа помогает развитию экономики, рассказала генеральный менеджер Glovo в Казахстане Айканыш Сапаралиева.

Glovo отмечает пятый день рождения в Казахстане. Какие ключевые цифры в развитии бизнеса вы могли бы назвать? Чем было бы интересно поделиться?

— У нас действительно большой праздник: Glovo в Казахстане — пять лет. Платформу Glovo мы запустили в 2019 году, первый год совпал с периодом пандемии и был отмечен бурным ростом компании. Если в цифрах, то уже в первый год Glovo подключил более тысячи партнеров и тысячу курьеров к платформе. На сегодняшний день к Glovo подключены около 5 тыс. партнеров, из них 3,5 тыс. активно доставляют через нашу платформу, и более 2,5 тыс. курьеров. Отмечу, что когда говорю о количестве партнеров или курьеров, то имею в виду тех, кто активно взаимодействуют с платформой, то есть делает от восьми заказов в месяц.

Не так давно мы заказывали отдельный анализ статистики у международного аналитического агентства Statista, чтобы оценить социально-экономический эффект Glovo для партнеров на рынке Казахстана. По данным Statista на 2023 год, экономическая ценность, которую получили партнеры от сотрудничества с Glovo составил 163 млн евро, это не только прямые продажи, но и косвенные эффекты, такие как дополнительные клиенты и реинвестиции в другие направления для развития своего бизнеса. Glovo приносит для партнеров в среднем 26% дополнительных продаж. Также партнеры создали дополнительно более 6 тыс. рабочих мест для обслуживания заказов в Glovo.

Аккумулированная сумма налогов, которые заплатили партнеры от доходов в Glovo, и социальные отчисления за созданные дополнительные рабочие места составили около 29 млн евро. Я считаю, что это довольно внушительный показатель за пять лет. Скажу без ложной скромности: мы внесли значительный вклад в революционное развитие Food Tech в Казахстане, которое началось как раз пять лет назад.

Генеральный менеджер Glovo в Казахстане Айканыш Сапаралиева
Генеральный менеджер Glovo в Казахстане Айканыш Сапаралиева
Фото: архив пресс-службы Glovo

Приведу несколько цифр, которые меня особенно впечатлили. Мы понимаем, что и e-commerce, и доставка еды в Казахстане — это все еще «голубой океан». Несмотря на то, что больших игроков довольно много, все еще есть значительный потенциал для роста. На сегодняшний день мы видим, что пенетрация рынка Казахстана в доставке еды всего 20% — всего 20% населения пользуются доставкой. Согласно нашим оценкам, в месяц в Казахстане осуществляется около 3 млн доставок, если годовой объем разделить на количество населения, то в среднем житель Казахстана делает 1,7 доставки в год. Это мало. То есть существует потенциал не только для наращивания объема, но для работы в глубину, на увеличение частоты заказов. Мы можем расширяться и вертикально, и горизонтально. Если сравнить ситуацию с данными по другим рынкам, более развитыми, то можно привести в пример Японию или, допустим, Южную Корею: там делается более 20 доставок в год, то есть в 15 раз больше, чем у нас.

На сегодняшний день Glovo присутствует в 16 городах Казахстана. Мы покрываем 10 млн граждан — это 80% городского населения РК. Из 3,5 тыс. партнеров, которые взаимодействуют с нами во всех городах, 90% — представители малого и среднего бизнеса. Мы гордимся тем, что помогаем им развиваться.

Какова сумма и структура инвестиций Glovo в Центрально-Азиатский регион?

— Могу точно сказать, что только в 2024 году мы инвестировали около 25 млн евро в развитие рынка Казахстана. В регион же — уже более 100 млн евро.

Что касается структуры, то Glovo очень много инвестирует в маркетинг. Мы максимально стараемся мотивировать пользователей сделать первый заказ. Второй компонент — инвестиции в сервис. UX мы стараемся улучшать, предоставлять передовой пользовательский опыт и оставаться быстрой доставкой. Среднее время доставки по Казахстану — около 35 минут. Мы стремимся к 30 минутам. Заказов со сроком доставки больше часа — в среднем 6%. Мы стараемся довести до нуля этот показатель. В Алматы мы доставляем быстрее, чем в Варшаве или, например, Тбилиси.

При этом Казахстан является одним из самых сложных регионов по операциям. Летом — экстремальная жара, зимой — холода. Это отдельная статья инвестиций — бонусы курьерам для того, чтобы мотивировать их выходить на доставку в сложных погодных условиях. Мы этим тоже очень гордимся.

Какие у вас планы на ближайшее время?

— У нас много планов и большие амбиции. В целом, если до этого мы позиционировали себя как маркетплейс, который подключает партнеров, курьеров, пользователей и создает дополнительный трафик, обороты для всех участников экосистемы, то сейчас мы начинаем позиционировать себя в качестве маркетинговой платформы. У нас внутри приложения партнеры уже могут запускать такие же рекламные компании, какие мы запускаем в Instagram, например. Они могут покупать у нас показы, клики, покупать позиции в приложении.

Кстати, Glovo — это одно из самых скачиваемых приложений в категории Lifestyle и Food&Drinks. С момента запуска нас скачали более 4 млн пользователей.

Еще мы запускаем LaaS — Logistic as a service. Что это? Некоторые партнеры хотят развивать свои каналы продаж, и им нужно логистическое решение. Мы предлагаем нашу платформу, курьеров и решения, чтобы партнеры могли отдать на аутсорс всю доставку и оптимизировать свои процессы. В скором времени мы планируем запустить большую коллаборацию с «Казпочтой» в этом направлении.

По поводу больших партнерских проектов: в первом полугодии 2024-го мы начали работать с Kaspi — подключили метод оплаты через Kaspi Pay внутри приложения. На сегодняшний день в нашем приложении это первый по популярности метод оплаты для новых пользователей: 55% новых пользователей предпочитают оплачивать заказы через Kaspi Pay.

А будут ли появляться другие «вертикали», кроме еды?

— Конечно! Мы будем развивать направление q-commerce. Q-commerce — это направления, которые не относятся к доставке из ресторанов, в основном это доставка из супермаркетов, аптек и магазинов. В общем объеме доставки Glovo по Казахстану сейчас это всего 15%. Тогда как в Грузии, например, 30%. У нас есть огромный потенциал для роста q-commerce. И это будет основной наш фокус, мы хотим удвоить текущий показатель до 30%.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте