Forbes Madeniet: как правильно инвестировать в казахстанское искусство
Forbes Kazakhstan представляет новый выпуск в рамках рубрики Forbes Madeniet
Источник: https://www.investing.com/studios/article-1012
Несмотря на то что индекс 100 лучших художников Земли ArtPrice100 опережает S&P 500 на 250% c начала нулевых, современное искусство в Казахстане все еще слишком часто является темой для шуток даже в серьезной бизнес-среде.
Люди не понимают, почему снеговик из коробок Amazon может стоить 65 000 евро и какими критериями оценки можно пользоваться, чтобы добавить конкретики в кажущийся субъективным мир. К глобальным сложностям навигации в мире искусства добавляется еще и относительная изолированность локального рынка Центральной Азии, отсутствие у нас институций, полностью сосредоточенных на развитии этой части креативной экономики, но главным образом – коллекций, которые бы сохраняли и перерабатывали подобный материал.
Конечно, у нас есть несколько серьезных коллекционеров, но чтобы рынок Казахстана начал свою системную и увлекательную интеграцию в мировые музеи и выставки, этих коллекционеров должно быть на сто человек больше. Искусство - прекрасный способ познания мира, самообразования, нетворкинга, и только после - инвестиция или приятный глазу объект. Без пунктов выше вы, скорее всего, приобретете токсичный актив, умело обернутый в современность людьми, не слишком к искусству близкими. Рецепт один: глубокое погружение в этот волнующий топик, посещение музеев, чтение полезных книг и просмотр фильмов. Параллельно с этим не помешает иметь одного или нескольких арт-консультантов, которые бы помогали с целостностью коллекции, проверяли бы ценовые предложения и фильтровали бы потоки мусора, на который кто-то ошибочно повесил ярлык искусства.
Как и любая серьезная инвестиция, искусство требует времени и знаний, но дивиденды тоже особенные - вы попадаете в клуб думающих и чувствующих визионеров, которые любят и ценят жизнь, путешествуют и обмениваются знанием. Приятнее всего начинать с близких визуальных и смысловых кодов, поэтому можно обратить внимание на ситуацию с современным искусством в Казахстане. Тем приятнее сделать это сейчас, когда поездки в крупные города мира либо осложнены, либо невозможны.
Если сегодня пройтись по всем художественным студиям страны, то можно собрать серьезную коллекцию современного искусства Казахстана за цену нескольких представительских автомобилей, а это беспрецедентная возможность не только с точки зрения инвестирования, но и с точки зрения поддержки важных исторических процессов, креативной экономики, а также способ оставить важные произведения внутри страны.
40 лет назад материковый Китай пренебрежительно относился к произведениям китайского авангарда, художественной среде, возникшей после событий на Тяньаньмэньской площади в 1989. Осознав свою ошибку, музеи Китая сегодня вынуждены выкупать работы у зарубежных коллекций обратно по ценам с несколькими новыми нулями, и этой ситуации очень хотелось бы избежать в случае с нашим искусством.
С точки зрения академии, Казахстан находится в похожей постколониальной ситуации, как и Латинская Америка, Африка или Индия, и все эти рынки имеют своих серьезных патронов как внутри, так и за пределами своих географических очертаний.
Рынку нужна концентрация капитала и люди, которые поверят в важность этих культурных и, что важно, существующих низовых инициатив, после чего запустятся уже другие, более органические процессы. Средняя цена за произведение хорошего казахстанского художника сегодня составляет от $50 до $50000, и это тот порядок цифр, с которым легко и приятно работать.
Не стоит локализовать коллекцию, но лучше диверсифицировать ее, собирая произведения из разных регионов, культур и периодов. На контрасте с другим лучше понимаешь свою идентичность, а также те удивительные семантические схожести, которые ждали, пока чуткий глаз заметит их.
Не стоит торопиться, лучше покупать медленно и вдумчиво, окружая себя теми произведениями, которые манифестируют ваши ценности, тренируют эмоциональный интеллект и взаимодействуют с областью эстетического. В отличии от домов и машин, это то наследие, которое можно и нужно оставлять детям, строить частные музеи и рассказывать через них историю времени и места, приумножая капитал.
Искусство является частью экосистемы, тесно связанной с девелопментом, недвижимостью, финансами и развитием городов. При правильном планировании и этичном подходе к коллекционированию можно расширить границы не только своего внутреннего мира, но и бизнеса, встречая по пути много приятных людей.
Влад Слудский