Фокус на Восток: как в Казахстане активизируют исламский банкинг
Розничное кредитование через исламские продукты получает очередной импульс

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) инициировало разработку нового закона о банковской деятельности. Помимо изменений, связанных с операционной средой — банки давно уже стали финтехкомпаниями, — регулятору важно активизировать кредитование экономики. Текущее законодательство отвечает стандартам двадцатилетней давности, когда финансовый рынок представлял собой единое кредитное поле. В данный момент поле значительно сегментировано. Собственные продукты требуют микропредприниматели, малый и средний бизнес. По этой причине АРРФР планирует разбить единую банковскую лицензию на базовую и универсальную, чтобы снизить регуляторные требований к банкам, кредитующим упомянутые категории клиентов. Более мягкие требования помогут крупным МФО быстрее перейти в категорию БВУ и усилят конкуренцию по условиям кредитования.
В целях расширения кредитного предложения агентство также планирует увеличить объем исламского финансирования. Для этого, по примеру ОАЭ, проект нового закона о банковской деятельности должен предусмотреть для универсальных банков возможность совмещать классический банкинг с исламским финансированием в рамках «исламских окон», а также возможности конвертации исламского банка в традиционный банк с «исламским окном». Помимо кредитования экономики, исламское финансирование может стать продуктивным механизмом перезапуска розничного кредитования и расшевелить рынок корпоративного финансирования. Ускорение развития исламского банкинга с подачи государства поможет сдвинуть финансовый сектор с траектории инерционного развития и всколыхнуть финансовую систему.
Фокус на Восток
Исследования МФЦА «Исламское финансирование: анализ рынка Казахстана» и «Страновой отчет по исламскому финансированию для Казахстана», подготовленные в январе и марте 2024 года соответственно, показывают, что Казахстан в исламском банкинге имеет значительные шансы. Сильными сторонами страны являются благоприятная правовая среда, растущая экономика, планы по развитию инфраструктуры и значительная численность мусульманского населения. Отчеты, в частности, ссылаются на социологическое исследование 2021 года «Оценка государственной политики в религиозной сфере населения Казахстана», проведенное по заказу Министерства информации и социального развития. Исследование дает детальное представление о религиозных убеждениях взрослого населения страны. По его данным, практикующие мусульмане составляют 19,5 % от общей численности населения в возрасте 18–65 лет. По прошествии нескольких лет этот процент увеличился, и речь приблизительно может идти о 2,3 млн человек.
Казахстанская модель перехода к постсырьевому развитию в условиях быстрорастущего населения делает ставку на расширенный рост сектора услуг. Данные статистики показывают, что основная доля услуг приходится на небольшие предприятия частного сектора. Сюда же можно добавить структуру экономики, в которой торговля занимает 17%. Создание основной массы рабочих мест в будущем будет связано с креативной экономикой (сектор услуг) и торговлей. По этой причине розничное кредитование через исламские продукты получит очередной импульс. Такие продукты могут заинтересовать не только практикующих мусульман (как частных лиц и владельцев бизнеса), но и тех, кто не имеет какой-либо религиозной принадлежности. Их внимание, как правило, сосредоточено на экономических выгодах и условиях финансирования.
Исследования подтверждают тот факт, что текущий низкий спрос на исламское финансирование кроется в слабой осведомленности о подобных продуктах и в небольшом числе игроков. На начало октября 2024 года в Казахстане все так же работают лишь два исламских банка — Al Hilal Bank и Zaman Bank. Они занимают по активам последние места среди 21 банка страны. Их отставание по данному показателю от лидера рынка — Halyk Bank — составляет 112 и 493 раза соответственно. Всего же в Центральной Азии исламским банкингом занимаются 10 банков и 18 исламских небанковских финансовых учреждений. В Казахстане исламские банки в основном кредитуют корпоративный сектор и индивидуальных предпринимателей. Почти четверть их ссудного портфеля занимают займы оптовой и розничной торговле. Другие крупные заемщики приходятся на обрабатывающую промышленность и строительство.
По мере того как все больше людей будут знакомиться с исламским финансированием через обычные банковские операции и варианты потребительского финансирования, уровень осведомленности и доверия к этим финансовым продуктам будет расти. Авторы исследования полагают, что в исламском банкинге следует сменить стратегический фокус с обслуживания корпоративного сегмента на расширение розничного сегмента, так как последний «является ключом к более устойчивому будущему росту и играет важную роль в обеспечении всеобщего процветания». Исследования прогнозируют, что такие финансовые инструменты, как мушарака-мутанакиса для финансирования жилья, мурабаха для финансирования потребительских рассрочек, иджара для финансирования автомобилей и другие, наверняка будут пользоваться большим спросом.
Отмечается, что исламское финансирование может стать инструментом не только наращивания кредитного импульса, но и помощи правительству в решении стратегических задач по формированию новых отраслей промышленности и развитию сферы услуг — третьего движущего фактора развития страны. А также в решении вопроса увеличения государственных доходов. По мере того как практикующие мусульмане, ранее избегавшие традиционного финансирования, расширяют свой бизнес, государство будет получать больше налогов. Это позволит увеличить государственные расходы на инфраструктуру, образование и здравоохранение. Кроме того, исламское финансирование будет способствовать увеличению потребительских расходов. Доступ к новым источникам финансирования повысит покупательская способность, особенно той части населения, которая в настоящее время не пользуется банковскими услугами. Наконец, потенциал роста инвестиций. Проведенный МФЦА опрос ключевых участников рынка исламского финансирования в Казахстане показывает, что текущий рыночный спрос со стороны корпоративного сегмента превышает 760 млрд тенге, или порядка $1,7 млрд в год. И этот спрос не удовлетворен из-за нехватки финансирования.
Проблемы развития
В 2023 году Казахстан занял 22-ю позицию в рейтинге Islamic Finance Country Index и 24-е место в глобальном рейтинге исламских финансовых технологий. Этого недостаточно для полноценного запуска исламского финансирования. Во-первых, развитием исламских финансов занимаются в юрисдикции МФЦА и по национальному законодательству. Возникает регуляторный арбитраж, тормозящий создание единого рынка финансирования. В частности, речь идет о разрешении исламским банкам, зарегистрированным в МФЦА, оказывать следующие финансовые услуги: обмен денег с использованием национальной валюты, проведение платежей, денежных переводов и валютных операций, связанных с экспортом или импортом, — чем занимаются банки с лицензией АРРФР. Тогда исламские банки в юрисдикции МФЦА получат возможность предлагать услуги по всей территории Казахстана наравне с казахстанскими универсальными банками.
Другой пробел касается формирования доверия к исламским депозитам. Локальные БВУ получили доверие авансом, с развитием банковского сектора. Созданный одновременно с банковским сектором Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) закрыл вопрос доверия к банкам со стороны депозиторов. Аналогичное решение сейчас требуется для исламских банков — им необходим механизм гарантирования вкладов в соответствии с нормами шариата. Проблема в том, что создавать фонд должны исламские банки, но их единицы, а те из классических банков, которые решат воспользоваться исламским «окном», вряд ли захотят платить взносы в два фонда. Поэтому взять ответственность за гарантию сохранности исламских депозитов предлагается КФГД. В МФЦА советуют внедрить схему гарантирования вкладов на основе такафула, аналогичной механизму Малайзийской корпорации страхования вкладов. Для этого КФГД потребуется нормативная поддержка или даже новое законодательство. Не исключено, что данную норму внесли в проект нового закона о банковской деятельности.
Еще одной проблемой для казахстанских банков являются ограничения, не позволяющие предлагать исламские банковские услуги через «исламские окна». Как уже было сказано, регулятор решил убрать эти ограничения. Причем в этом случае можно было изменить либо банковское законодательство, либо регулирование в системе МФЦА. Выбор первого варианта говорит о том, что в вопросе развития финансового банкинга решающее слово останется за Нацбанком и АРРФР.
Чтобы исламское финансирование прочно вошло в портфель казахстанских банков, необходимо «подключить» правила шариата и к остальной части финансовой системы. Например, создать условия для развития межбанковского кредитования — тогда исламские банки смогут управлять своей ликвидностью. В настоящий момент в Казахстане не предусмотрена система управления ликвидностью в соответствии с требованиями шариата, что препятствует операционной эффективности исламских банков. Управление ликвидностью в исламском финансировании является сложной задачей, поскольку инструменты, основанные на процентах, запрещены. Развитие рынков межбанковского кредитования, соответствующих исламским принципам, могло бы решить эту проблему.
Другая проблема исламских банков в Казахстане состоит в том, что они слабо интегрированы в передовые финансово-технологические решения. Чтобы предлагать привычный местному потребителю мобильный банкинг и специализированные решения, исламским банкам придется много инвестировать в цифровую инфраструктуру. Но на это у них вряд ли есть время. Скорее всего, что подтверждает решение регулятора разрешить классическим банкам пользоваться «исламским окном», в исламский банкинг пойдут именно они. Дополнительное предложение сделают иностранные банки из стран Ближнего Востока, в том числе зарегистрированные в МФЦА. В пользу последних говорит их ментальная близость с мусульманами Казахстана, опыт и расширенные возможности по извлечению прибыли по исламским продуктам. Местным же банкам придется серьезно взращивать поле исламского финансирования — по примеру того, как они развивали рынок в целом на заре своей деятельности.