Основанный казахстанцами финтехстартап «прогулялся» по 148 странам
Forbes Kazakhstan познакомился с одним из таких проектов. Казахстанский предприниматель, CEO TypiPay Батыржан Исмухамбетов успешно развивает одноименный финтехстартап, совмещающий функции мессенджера и платежной системы. Дипломированный экономист, выпускник Нархоза и бывший работник телекоммуникационного сектора, он понимает, как развивать такой гибридный проект. В мае TypiPay привлек финансирование на российском рынке и начал работать в тестовом бета-режиме.
Основанный казахстанцами гибрид банка и соцсети привлёк посевной раунд на $500 тыс. и оценён в $5 млн
Российско-казахстанский финтехстартап TypiPay вышел на рынок России в бета... →
По словам Исмухамбетова, TypiPay – прежде всего коммуникационный сервис. Он предлагает стандартный набор услуг: обмен сообщениями, контактную базу, создание групповых чатов, аудио- и видеозвонки. По сути – обычное чат-приложение. Но у разработчиков большие планы. «Мы с уважением относимся к таким проектам, как Telegram и Facebook. И видим в себе амбиции и силы попробовать предоставить аналогичные по качеству и технологическим возможностям сервисы», – заявляет Исмухамбетов.
Однако в среде телекоммуникационных сервисов идет жесткая борьба. Есть высшая лига – десяток компаний, обеспечивающих телекоммуникационный сервис по всему миру (Telegram, WhatsApp, WeChat), а также вторая лига и дивизионы пониже. У сервисов из высшей лиги существует пороговый индикатор – аудитория должна превышать 50 млн пользователей.
Исмухамбетов отмечает, что на рынке чат-приложений есть два фактора, которые на 99,9% не дают зайти на рынок новым игрокам. Первый – это насыщенность контактной базы. Если вы скачаете WhatsApp, у вас будет 300 и более контактов, с кем вы можете переписываться. Когда же вы скачиваете новый мессенджер – не важно, казахстанский он или нет – у вас будет значительно меньше контактов и базы коммуницирования, поясняет собеседник. Второй фактор – пользовательская привычка. Когда человек пользуется мессенджером давно, он привыкает к его опциям, нарабатывает базу контактов. Вероятность того, что человек перейдет на новый сервис, крайне мала.
Сколько «Казатомпром» зарабатывает на продаже урана
Как стремление к развитию возобновляемых источников энергии в передовых стр... →
Каждый сервис должен нести для пользователя добавленную стоимость, убежден Исмухамбетов. «В нашем случае мы видим большую перспективу в совмещении двух важных вещей. Помимо коммуникационного сервиса это финансовые отношения с людьми, когда вы можете обмениваться деньгами в чате», – добавляет он. По его мнению, для пользователя это нестандартный опыт. Переводами занимаются, как правило, банковские сервисы, но их проблема состоит в том, что они привязывают к себе клиента. TypiPay предлагает другой вариант. Сервис выпускает дебетовую карту без идентификации личности по номеру телефона, не привязывая ее к себе. Такие карты действуют по принципу анонимного электронного кошелька и используются для платежных транзакций. В зависимости от степени раскрытия персональных данных к ней добавляются и другие опции, например снятие наличных денег.
Платежные переводы невозможны без участия банка-оператора. В России в партнеры выбран Московский Индустриальный Банк. В Казахстане TypiPay начинает работу в интеграции с RBK Bank, тиражируя коммуникационный сервис и давая возможность удаленно открыть карту банка.
Подписчики получат стандартный набор услуг – переводы через приложение банка и непосредственно в чате, перевод денег на карты других банков и пополнение карты, бесконтактные и QR-платежи, оплата товаров и услуг через интернет, возможность видеть свой баланс и движение средств. По сути, уточняет собеседник, компания стремится к тому, чтобы технически стать мобильным банком и помочь банкам-партнерам тиражировать их карточный бизнес.
До Казахстана разработчики «прогулялись» с TypiPay по 148 странам. Общее число регистраций превысило 2,7 млн. Количество пользователей, не удаливших приложение, составило около 500 тыс. человек, число месячных активных пользователей – примерно 100 тыс.
Мессенджеры и социальные сети должны вербовать все новых пользователей, чтобы развиваться и монетизировать базу клиентов. В долгосрочной перспективе на лояльность влияет то, какую пользу они приносят потребителю. И денежные операции в мессенджере в этом плане очень символичны, так как являются результатом доверия. «Когда мессенджер начинает предлагать финансовые сервисы, люди обычно не удаляют такое приложение. Когда мы получаем в магазине или кофейне дисконтные карты, то часто держим их в сумке, в портмоне, в ящике стола на работе. Не выбрасываем, но и не пользуемся. Получается эффект портмоне. Когда вы скачиваете TypiPay, то финансовый инструмент всегда под рукой», – объясняет Исмухамбетов.
В настоящее время разработчики не планируют монетизировать проект. Исмухамбетов глубоко убежден: если ставить экономику и прибыльность на первый план, то пользы от проекта не будет. «Мы не берем комиссию за перевод и не зарабатываем на проекте. Более важно заработать доверие пользователей. Потребитель это видит, ценит и как минимум не удаляет приложение», – говорит собеседник.
Но ошибкой будет думать, что проекты, подобные TypiPay, – бессребреники финтехрынка. Проект привлек венчурных инвесторов. Им не важно, зарабатывает ли компания в данный момент. Главное, чтобы она масштабировала бизнес и увеличивала капитализацию. Когда проект начнет зарабатывать, венчурный инвестор продаст свою долю более крупному стратегическому или портфельному инвестору.