Два самолёта Air Astana из повреждённых в августе ещё не в строю
Несколько бортов группы пострадали за две недели в аэропортах и от природных явлений

За две недели августа 2024 года — с 5-го по 18-е — несколько самолетов группы Air Astana получили повреждения: часть — от обслуживающей техники в казахстанских аэропортах (инциденты произошли в Астане, Алматы и Актобе), часть — от урагана и града в один день, а в другой день — от молнии в Астане. Надолго ли эти воздушные суда выбыли из строя, какой ремонт им потребовался и сколько рейсов пришлось отменить или задержать в августе — об этом Forbes Kazakhstan рассказали в департаменте по корпоративным коммуникациям Air Astana.
В авиакомпании прежде всего отметили, что обслуживающей техникой в аэропортах задели «несколько самолетов группы, включая [самолет] FlyArystan». «Кроме того, в результате крупного града в Астане 8 августа четыре самолета — три Air Astana и один FlyArystan — получили значительные повреждения верхней части фюзеляжа, поверхностей органов управления (предкрылки, закрылки, рули направления, рули высоты, интерцепторы), входные устройства и капоты двигателей», — сообщили в компании.
Часть поврежденных самолетов Air Astana и FlyArystan не была в строю с 5 по 18 августа. Детально расклад по времени простоя таков: «Борт FlyArystan, поврежденный трапом в Астане, стоял с 5 по 14 августа. Один борт Air Astana, побитый градом и поврежденный контейнером в Астане, стоял с 8 по 15 августа, второй побитый градом — с 8 по 13 августа. Еще один борт FlyArystan, поврежденный градом, стоял 9–18 августа. Борт Air Astana, поврежденный кейтеринговой машиной в Алматы, — 13–14 августа».
«На данный момент (по состоянию на 20 августа — F) простаивают [два борта]: один самолет Air Astana — из-за удара молнией, полученного 18 августа в Астане, и самолет Air Astana, поврежденный в Актобе 16 августа», — сообщили в авиакомпании.
Ремонт и задержки рейсов
В департаменте по корпоративным коммуникациям рассказали о том, какой ремонт потребовался пострадавшим железным птицам: «Продолжительность ремонта зависит от степени повреждения. Выполняется инспекция и осмотр повреждений, определяется размер повреждения и конкретное расположение, выполняется структурный или композитный ремонты. Весь процесс занимает несколько дней. В случае невозможности ремонта поврежденная часть меняется. При этом может потребоваться запасная часть из-за рубежа, что тоже занимает время. Такой сложный ремонт можно выполнять только на базах в Алматы и Астане, где имеются ангары, оборудование и необходимый технический персонал». Детали по ремонту самолета Air Astana, который получил повреждение в Актобе 16 августа, будут известны после его прибытия в Астану (20 августа) перегоночным рейсом и инспекции.
На вопрос, какие финансовые потери понесла авиакомпания из-за инцидентов, ответили так: «Ущерб еще оценивался». На вопрос, заменяла ли Air Astana из-за повреждения самолетов свои борта на борта FlyArystan, — так: «Для сокращения длительности задержки рейсов Air Astana и FlyArystan прибегают к этой мере при отсутствии замены своими самолетами».
В целом с 5 по 11 августа 2024 года были задержаны 45 рейсов с общей длительностью 152 часа вследствие повреждений воздушных судов и оперативных замен в результате штормовых осадков и крупного града в аэропорту Астаны. Это вызвало каскадные задержки рейсов Air Astana и FlyArystan. «13 августа были отменены рейсы КС267/268 Алматы — Пекин — Алматы, пассажиров приняли на рейс следующего дня. 14 августа были отменены рейсы KC227/228 Астана — Пекин — Астана, так же пассажирам была предложена альтернатива», — сообщили в Air Astana.
Первый инцидент с повреждением самолета группы случился 5 августа 2024-го: борту FlyArystan в Астане повредили аэропортовым трапом заднюю входную дверь. Спустя три дня, 8 августа, столицу накрыл ураган и град, Air Astana сообщила: контейнер ударил борт, затем последовала информация о четырех побитых градом суднах. В аэропорту Алматы 13 августа кейтеринговой машиной повредили дверь самолета Air Astana. В аэропорту Актобе 16 августа во время буксировки самолета Air Astana повреждено крепление на носовой стойке шасси. И последний в этой череде случай — молния ударила в борт Air Astana 18 августа.
Добавим, что повреждения в этом «горячем» для авиации Казахстана августе получил и борт авиакомпании SCAT: 1 августа 2024-го грузовая тележка въехала в него в международном аэропорту Астаны.