Асель Мукажанова: AIX находится на радаре крупных зарубежных игроков
Чуть больше года назад глава биржи Astana International Exchange Асель Мукажанова поделилась видением об основных направлениях развития фондового рынка Казахстана

Как за это время изменились биржевые тренды, что сегодня влияет на рост торгов и чем вызван рост деловой активности зарубежных инвесторов — в новом интервью.
Недавно состоялось размещение евробондов Министерства финансов РК на AIX и Лондонской фондовой бирже на сумму $1,5 млрд. Как это размещение повлияет на наш фондовый рынок?
— В целом для рынка, и для AIX в частности, это большое событие и действительно знаковое размещение. Немаловажную роль здесь сыграли несколько факторов: суверенных выпусков на международных рынках не было несколько лет кряду — рынок давно ждал эти облигации, в том числе для целей «бенчмаркинга»; позитивное значение имели недавние рейтинговые действия основных рейтинговых агентств: в этом году Fitch подтвердило суверенный рейтинг Казахстана на уровне BBB со стабильным прогнозом, ссылаясь на сильные фискальный и внешний балансы и значительные накопления доходов от продажи нефти; Moody’s повысило рейтинг страны до Baa1 со стабильным прогнозом в сентябре этого года, подчеркнув устойчивость экономики Казахстана; S&P также поддерживает рейтинг Казахстана на уровне BBB- со стабильным прогнозом, признавая способность страны справляться с внешними потрясениями при сохранении взвешенной фискальной политики.
В результате этого данный выпуск получил позитивный отклик с рынков, что отразилось на общей книге заявок, которая превысила $5 млрд, при этом локальная инвесторская база показала спрос на более чем $300 млн. Мы считаем, что этот выпуск еще раз продемонстрировал здоровый аппетит и способность локальной инвесторской базы абсорбировать существенные объемы. Кроме этого, не могу не отметить то, что команды локального лид-менеджера (BCC Invest), который работал на данной сделкой соло, а также локальная инфраструктура в лице AIX отработали сделку профессионально, на высоком уровне. Надеемся, что размещения ГЦБ на AIX будут происходить чаще и пул институциональных инвесторов на нашей бирже будет активно расширяться.
Судя по недавнему отчету и заявлению AIX, девять месяцев текущего года рынок рос в основном за счет долговых размещений. С чем это связано? Насколько это долгосрочная тенденция?
— Действительно, на сегодняшний день основной объем в Казахстане на рынке ценных бумаг обеспечивается сделками с долговым капиталом. В целом долговой рынок имеет свои преимущества: сопряжен с меньшим риском, в особенности если речь идет о суверенных долговых инструментах; обеспечивает инвесторам фиксированную доходность, которая, в свою очередь, облегчает планирование расходов, верстание бюджетов или определение стоимости портфеля. Долговой рынок способствует расширению бизнеса за счет привлеченных средств, а государство, привлекая фондирование, может инвестировать в инфраструктурные и прочие проекты, которые в конечном счете направлены на улучшение жизни граждан.
Выпуск облигаций — это на сегодня простой и эффективный способ фондирования, и мы полагаем, исходя из сделок, которые на сегодня уже в обсуждении или в работе на бирже, что этот тренд сохранится.
В классическом сценарии долговые инструменты торгуются вне биржи, однако наши реалии таковы, что облигации, выпущенные на локальных рынках, торгуются на биржевых площадках. На сегодняшний день на AIX зарегистрированы 48 брокерских компаний, более 20 из которых — это компании из иностранных юрисдикций. В результате мы наблюдаем то, что львиная доля сделок иностранных брокеров приходится на операции с долевыми инструментами, что отражает нормальный расклад на всех рынках. Общий торговый оборот на AIX с начала 2024 года превысил $1 млрд, это лучший в истории биржи результат. Для сравнения: за весь 2023 год этот показатель составлял порядка $580 млн, а годом ранее — $173 млн. При этом доля долговых инструментов в общем торговом объеме всегда превалировала и в 2022, 2023 годах составляла 61% и 78% соответственно, однако за девять месяцев 2024 года доля долговых инструментов несколько уменьшилась, практически сравнявшись (50% на 50%) с оборотами по долевым инструментам. Рост активности иностранных инвесторов за сентябрь текущего года, к примеру, привел к тому, что доля торгов нерезидентами в общем объеме торгов акциями достигла 17%.
В целом появление новых финансовых инструментов, будь то долговой или долевой рынок — это ключевое условие для формирования устойчивого спроса со стороны как инвесторов, так и эмитентов. Мы первыми на рынке разработали такие механизмы размещения ценных бумаг, которые максимально точно отвечают потребностям как бизнеса, так и инвесторов. Так, например, программа управления ликвидностью стала наиболее востребованным инструментом. Данный продукт отражает сегодняшние реалии и потребности бизнеса.
Гибкость и быстрота реакции, лояльность клиентам и партнерам при одновременном выполнении требований по листингу и раскрытию информации — это наши основные принципы, которыми мы руководствуемся в работе.
Думаю, на сегодняшний день нас сложно игнорировать: и по объему торгов, и по масштабу деятельности на региональном уровне мы уже весомая, узнаваемая биржа.
Мы работаем сейчас над несколькими решениями и продуктами, находимся в переговорном процессе с международными игроками, результатом которых должно стать расширение линейки продуктов и выход на локальный рынок новых игроков.
В официальном списке AIX за последние два года появилось уже семь ценных бумаг эмитентов с российскими корнями. Теперь это новое направление деятельности биржи?
— Сразу отмечу, что в стратегии AIX отдельной строкой никогда не был прописан листинг «квазироссийских» компаний. Процесс листинга иностранных компаний на AIX развивался естественным образом: сегодня количество зарубежных компаний, представленных в сегменте долевых инструментов, почти равняется числу казахстанских «голубых фишек». Наша основная цель — обеспечить площадку для иностранных инвесторов, то есть изначально мы просто пошли навстречу иностранным инвестиционным фондам, которые держат позиции в этих активах, но не могут ими торговать в силу того, что глобальный инвестиционный ландшафт изменился, появились новые «красные флажки» от комплаенса, которые негативно отражаются и на несанкционных компаниях в том числе. При этом подчеркну, что все листингованные на AIX эмитенты свободны от санкций и, более того, большинство из них имеют казахстанскую составляющую бизнеса — это является одним из основных аргументов для нашей команды в пользу листинга на AIX. Все компании, вне зависимости от юрисдикции, обязаны соответствовать единым требованиям, но по «квазироссийским» компаниям особый фокус делается на скрининге в части санкций.
Не буду скрывать, это непростой для нас сегмент. Мы прекрасно понимаем как политические, так и возможные макроэкономические риски и взвешиваем все «за» и «против» прежде, чем допускать такие компании на рынок. AIX является международной площадкой, открытой для иностранных эмитентов и иностранных инвесторов, мы применяем международные стандарты комплаенса, учитывающие интересы всех наших участников и стейкхолдеров. Поэтому помимо стандартной проверки KYC, наша команда применяет расширенный подход и инструментарии по каждому такому потенциальному эмитенту, по каждому крупному акционеру и накладывает дополнительные обязательства на таких акционеров в отношении доступа на AIX.
Это сложное решение и для квазироссийских эмитентов. Листинг на AIX для них практически единственная возможность сохранить инвесторскую базу, позволить инвесторам свободно торговать долевыми инструментами и беспрепятственно выполнять свои обязательства перед ними. К успешным примерам можно отнести в первую очередь Polymetal International, который осуществил редомициляцию в юрисдикцию МФЦА, продал российскую часть своего бизнеса и прошел «реинкарнацию» под новым именем Solidcore Resourses. Торги бумагами Fix Price, Ozon, O’key, Qiwi постепенно тоже набирают обороты. Буквально на днях в официальный список биржи был принят грузоперевозчик Globaltrans; в работе, уже на финальной стадии, еще один эмитент. Выход этих компаний на локальный рынок должен позитивно повлиять на объемы торгов на AIX.
За иностранными эмитентами на биржу пришли зарубежные брокеры, их на сегодня большинство, и их число будет расти — некоторые уже в процессе онбординга. Сегодня AIX находится на радаре крупных зарубежных игроков, в частности глобальных банков-кастодианов, что должно иметь положительное влияние для развития всего рынка в РК.
В чем сегодня вы видите стратегические цели AIX?
— Я бы обозначила три основных направления в работе AIX на ближайшую перспективу.
Первое — это привлечение международных участников на локальный рынок. Приход таких игроков должен дать толчок для развития рынка через привнесение международной экспертизы, опыта и практик, естественных сегодня на международных рынках.
Второе немаловажное направление — это работа с бизнесом и частными инвесторами в части разработки линейки новых продуктов и инструментов, которые будут отвечать их потребностям. Для этих целей мы на постоянной основе находимся на связи со всеми участниками рынка, знаем их потребности и предлагаем новые решения и продукты.
И конечно, одна из больших ключевых задач AIX — это развитие надежного и ликвидного рынка капитала в стране и в регионе.
Исторически так сложилось, что казахстанские компании для привлечения дополнительного капитала путем предложения своих акций широкому кругу инвесторов выбирали и по сей день выбирают иностранные площадки, поскольку там более привлекательные условия с точки зрения стоимости фондирования, более диверсифицированная инвесторская база, что в определенной степени гарантирует ликвидность бумаги. Но при этом все казахские эмитенты при оценке аналитиками индекс-провайдеров MSCI и FTSE садятся в пул эмитентов Лондона, а не Казахстана, тем самым не приближая продвижение нашей страны в индексах из категории приграничных рынков в категорию развивающихся.
Ситуация постепенно меняется к лучшему и с точки зрения интереса населения к рынку ценных бумаг, и выхода иностранных игроков на локальный рынок через МФЦА, но этого, к сожалению, недостаточно.
Здесь нужны совместные усилия участников рынка, включая надзорные органы, для постепенной миграции ликвидности из Лондона в Казахстан.
В мире есть кейсы успешных усилий по локализации, которые дали импульс развитию внутреннего фондового рынка в некоторых странах. Польша, к примеру, соблюдает баланс между нормативными ограничениями и стимулами, побуждающими компании отдавать предпочтение локальной бирже, особенно в стратегических секторах. IPO Hidroelectrica, крупнейшего производителя электроэнергии в Румынии, состоялось в июле 2023 года и стало знаковым событием для Румынии и европейских рынков капитала. Акции были предложены только на Бухарестской фондовой бирже, и, поскольку актив весьма привлекательный, самые именитые иностранные инвесторы зашли на локальный рынок. Акции нефтедобывающей компании Saudi Aramco были предложены только на Саудовской фондовой бирже, и в результате иностранные инвесторы зашли на локальный рынок и открыли представительства и офисы в стране.
Все то же самое можно было предпринять и у нас в Казахстане, и площадка МФЦА может служить неким гейтом для иностранных инвесторов, поскольку среди прочего МФЦА предлагает делать бизнес в знакомой и понятной для них юрисдикции и инфраструктуре, построенной на международных практиках.
Но здесь я должна сделать оговорку: что бы мы ни предприняли на начальном этапе, это не должно касаться компаний, акции которых уже торгуются на Лондоне — то есть новые правила или подходы не должны их касаться и для них процесс «home coming», или возвращение домой, должен быть естественным и проходить тогда, когда здесь сформируется пул иностранных инвесторов и финансовые мускулы локальных инвесторов достаточно окрепнут.
Осуществлять успешные локальные IPO можно и в Казахстане. На AIX уже создана необходимая операционная инфраструктура, нас хорошо знают в мировом инвестиционном сообществе, на нашей бирже торгуют глобальные инвестфонды. Всё, что сейчас нужно для развития местного рынка, — это качественные предложения казахстанских активов, с хорошей долей free-float и интересной инвестиционной историей.