Антикор о сфере спорта: Казахстан признан одной из коррумпированных стран

Несмотря на значительное финансирование, РК продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге

Велокоманда Astana
Велокоманда Astana
Фото: пресс-служба Казахстанской федерации велоспорта

Агентство по противодействую коррупции совместно с Министерством туризма и спорта провели внешний анализ коррупционных рисков в сфере финансирования спорта. Как сообщает пресс-служба Антикора, в результате этих проверок были выявлены коррупционные риски, способствующие нерациональным тратам и хищению государственных средств.

В агентстве уточнили, что с 2018 года бюджет спортивной отрасли вырос вдвое и составил 1,4 трлн тенге. На следующие три года запланировано выделение еще 1,3 трлн тенге. Но несмотря на значительное финансирование, Казахстан продолжает занимать низкие позиции в олимпийских медальных зачетах и Всемирном спортивном рейтинге, а также признан одной из коррумпированных стран по количеству подозрительных матчей. Страна занимает четвертое место в антирейтинге международной организации Sportradar, уточнили в Антикоре.

В ведомстве объяснили, что к такому положению дел привел ряд факторов, которые и приводят к неэффективному расходованию госсредств.

Первое. В Антикоре выявили явный дисбаланс между финансированием спорта высших достижений и массового спорта. Так, бюджет спорта высших достижений составляет 340 млрд тенге, тогда как на массовый спорт выделяют всего 35 млрд тенге. 

«В сфере профессионального спорта созданы условия для непрозрачных и субъективных выплат, тогда как в массовом спорте процедура выделения средств оцифрована, зависит от потребностей населения и носит адресный характер. В спорте высших достижений стали нормой процессы натурализации иностранных игроков. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранцев на олимпийские виды спорта, из которых каждый второй в дальнейшем вернулся на родину», — пояснили в Антикоре.

Второе. Агентство выявило бесконтрольное и непрозрачное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами. Как объяснили в ведомстве, они выводят средства на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, осуществляют закупку спортивной экипировки и инвентаря из одного источника по завышенной стоимости, начисления «мертвым душам», завышенную оплату труда и двойное финансирование.

Третье. Неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов средств АО «Самрук-Қазына». В антикоре выявили системные риски по выводу средств через выплаты непродуктивным игрокам профклубов, повышенные зарплаты руководству профклубов, отдых в пятизвездочных отелях под видом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения. За последние шесть лет на финансирование четырех профклубов направлено 138 млрд тенге спонсорских средств от АО «Самрук-Қазына», из них ФК «Астана» получил 50,1 млрд, ХК «Барыс» — 48,8 млрд, велокоманда «Astana Qazaqstan Team» — 31,5 млрд, БК «Астана» — 8 млрд.

Четвертое. Неэффективное управление спортивными сооружениями. Как уточнили в Антикоре, за последние 10 лет в частные руки передано 55 спортивных госорганизаций. В последующем доверительные управляющие и новые собственники получили 83,8 млрд тенге только из бюджета на подготовку спортсменов к соревнованиям и предоставление в аренду спортсооружений.

Пятое. Мнимая реализация государственно-частного партнерства. В Антикоре считают, что под предлогом реализации ГЧП и эксплуатации спортсооружений закупаются в бумажном формате спортивные услуги детям в обход процедур госзакупок и подушевого финансирования детского спорта. С 2016 года в сфере спорта реализовано 77 проектов ГЧП на 89,3 млрд тенге, из них выплачено 62 млрд тенге бюджетных инвестиций.

Шестое. Отсутствие цифровизации спортивных процессов. В агентстве утверждают, что разработка запланированной еще в 2020 году к внедрению Национальной цифровой платформы Е-sport не велась.

«Так, профильное министерство не владеет полными данными о состоянии казахстанского спорта, не ведет единый учет спортсооружений, спортивных секций и тренеров», — уточнили в Антикоре.

В агентстве поясняют, что в результате всех этих действий или бездействий внушительные средства, выделяемые на развитие спорта, не доходят до целей и Казахстан значительно отстает по спортивной инфраструктуре от соседних стран. В том числе это не соответствующие требованиям UEFA и FIFA стадионы, не отремонтированные залы ДЮСШ и т. д.

«Как показал анализ, причинами сложившейся ситуации являются «размытые» ориентиры, несовершенство правовой базы, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за злоупотребления в спорте», — подытожили в агентстве.

Антикор предложил профильному министерству комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию сферы финансирования спорта.

«В числе предлагаемых рекомендаций: установление приоритетов развития спорта; ограничение бюджета профклубов и федераций в зависимости от эффективности и конкретных результатов; обеспечение общественного контроля всех выделяемых средств, в том числе UEFA и FIFA; централизация финансирования спорта; ратификация международных стандартов об ответственности за злоупотребления в спорте; исключение оснований для закупки из одного источника (при закупке товаров, работ и услуг из одного источника под предлогом срочности соревнований); ограничение передачи рентабельных объектов в доверительное управление и на приватизацию; создание открытой единой цифровой платформы с обеспечением прозрачности расходования средств», — заключили в агентстве и добавили, что выполнение этих рекомендаций стоит на контроле у Антикора. 

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте