Александр Поповский: «Нейро» — это шаг в сторону поиска будущего

Yandex запустил двуязычный сервис «Нейро» в Казахстане

Александр Поповский, директор по развитию «Поиска» в Казахстане, мужчина в очках
Александр Поповский
Фото: архив пресс-службы

На стадионе «Медеу» в Алматы состоялся фестиваль технологий Yandex Qazaqstan Day. На мероприятии компания представила ряд новинок, с которыми гости могли сразу познакомиться в интерактивном формате: умную колонку с Алисой, владеющую одновременно казахским и русским языками, новую модель электровелосипеда для курьеров, робота-доставщика, премиальные сервисы Ultima в приложении Яндекс Go, открытую для всех облачную платформу Yandex Cloud, а также «Нейро». По словам представителей компании, он способен вывести поиск на новый уровень, быстро предоставляя пользователям ответы на сложные вопросы на казахском или русском языках.

Девушка делает селфи между двух экранов с изображениями и надписями
Yandex представил ряд новинок
Фото: архив пресс-службы

Об особенностях нового продукта мы поговорили с Александром Поповским, директором по развитию «Поиска» в Казахстане.

Александр, на Yandex Qazaqstan Day казахстанцам презентовали новый продукт поисковый сервис «Нейро». Как вы считаете, отвечает ли он требованиям поисковых систем будущего?

- «Нейро» — это точно шаг в сторону будущего. Еще буквально несколько лет назад мало кто знал про генеративные «нейросети», а сегодня искусственный интеллект стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. «Нейро» — это тот инструмент, который построен как раз на таких технологиях, позволяющих сделать использование поиска еще более простым, удобным и эффективным.

Многие из нас сталкивались с тем, что иногда сложно найти в интернете действительно полезную информацию, поскольку сначала надо правильно сформулировать вопрос, а иногда еще и несколько раз уточнить его. Подобным образом можно пролистать десятки страниц, так и не получив нужного ответа. И если на простые вопросы вроде: «В каком году родился Абай?» или «Какой город является столицей Австралии?» мы легко можем получить искомый ответ, то в случаях, когда сначала необходимо проанализировать, а затем обобщить информацию из нескольких источников, процесс может затянуться.

Наш сервис «Нейро» меняет правила игры. Он анализирует всю имеющуюся в сети информацию на данный момент и предоставляет ответ. Например, он может составить для вас список мероприятий, которые вы могли бы посетить в ближайшие выходные, со ссылками на все источники для более подробного ознакомления.

Какие ключевые технологии легли в основу разработки «Нейро»?

- «Нейро» объединил в себе возможности нашей поисковой системы и генеративных «нейросетей», чтобы дать пользователю возможность вводить поисковый запрос так, как он приходит в голову или как будто мы общаемся с другим человеком. Кроме того, теперь есть возможность осуществлять поиск по картинке: если вы загрузите фото пляжа и спросите, где подобное место можно найти на побережье Каспия, то получите несколько полезных советов. Я считаю, что благодаря этим новациям у нас получилось создать самую современную и удобную генеративную систему поиска.

Чем этот сервис отличается от популярных в последнее время чат-ботов и инструментов GPT с искусственным интеллектом?

- Главное отличие состоит в том, что чат-боты попросту не могут предоставить действительно свежую информацию. Для обучения генеративных сетей, таких как YandexGPT (и аналоги), собирается огромный массив данных, на который чат-боты и опираются при формировании ответа на ваш вопрос. При подборе данных для обучения важен их объем, качество, разнообразие и достоверность, но не обязательно свежесть данных.

В результате актуальность данных постепенно утрачивается — бывает, что «Нейро» сети пользуются информацией девятимесячной давности. «Нейро», в свою очередь, при каждом запросе осуществляет поиск в интернете, а потому результаты отражают самые новые и релевантные сведения. Поэтому «Нейро» может подсказать результат прошедшего накануне футбольного матча, тогда как обычной «нейросети» бессмысленно даже задавать такой вопрос, ведь она сможет дать правильный ответ лишь спустя какое-то время.

Что вдохновило вас на создание сервиса «Нейро» на казахском языке?

- Мы придаем большое значение развитию поисковых сервисов для наших пользователей в Казахстане. В то же время мы заметили растущую популярность казахской культуры, все большее желание людей сохранять свои традиции и родной язык. По статистике, еще несколько лет назад всего 50% школьников обучались на казахском языке, тогда как в прошлом учебном году этот показатель вырос до почти 70%. Исходя из этих цифр, мы можем сделать вывод о развитии тренда на интерес к казахскому языку и его долгосрочном характере.

Мы в «Яндекс Поиске» с прошлого года сфокусировались на разработке продуктов именно на казахском языке, достигнув в этом значительных успехов. Например, первыми в мире внедрили в наш поиск быстрые ответы на казахском языке, которые появляются прямо под поисковой строкой и экономят время. Сейчас в Казахстане каждый пятый запрос обрабатывается быстрым ответом.

Кроме того, мы перевели примерно 15 миллионов онлайн-документов, чтобы они были доступны и на казахском языке в поисковой системе «Яндекса». Мы сделали так, чтобы «Алиса» заговорила на казахском языке. Наконец, стал реальностью «Нейро»-сетевой перевод видео на казахский язык в режиме реального времени и казахоязычный онлайн-переводчик. В итоге мы видим, что сегодня свыше 15% запросов в нашей поисковой системе вводятся на казахском языке, и этот показатель продолжает расти. Соответственно, растет и наш интерес к новым проектам для столь лояльной аудитории, так что было лишь вопросом времени, когда «Нейро» начнет понимать казахскую речь.

Как «Нейро» обрабатывает запросы на русском и казахском языках?

- Алгоритм простой: сперва вы задаете сервису «Нейро» любой вопрос на любом из этих двух языков, а затем «Нейро» передает запрос поисковой системе «Яндекса». После получения результатов сервис ранжирует их по релевантности, изучает за вас содержание каждой из этих страниц, выбирает оттуда самые важные факты и потом обобщает это в едином тексте со ссылками на все источники.

В процессе внедрения сервиса «Яндекс» наверняка собрал обширную статистику. Какие вопросы чаще всего задают пользователи в Казахстане?

- Я уже упоминал категорию простых вопросов, которые легко обрабатывает любая поисковая система: поиск исторических дат и событий, краткого содержания литературных произведений и фамилий любимых актеров – эта категория популярная не только в Казахстане, но и в любой другой стране. Для «Нейро» мы, наоборот, тренировались на запросах, когда требуется тщательно проанализировать большой объем данных. Например, когда необходимо вчитываться в документы, выбирать наиболее актуальные и полные из них, а также когда изначальный вопрос пользователя требует корректировки. Обычно системе требуется работать с различными списками, инструкциями, последними данными в какой-то области знаний или последними научными достижениями. В итоге у нас получилось сделать так, чтобы «Нейро» был способен переработать весь содержащийся в сети объем информации и предложить его вам уже в готовом виде.

Как удалось обеспечить актуальность информации, предоставляемой «Нейро»?

- Новостные ленты информационных агентств и социальные сети пополняются публикациями о произошедших событиях, и нам нужно успеть моментально проиндексировать новые сведения. Кроме того, чтобы информация появилась в базе поиска, требуется обработать ее, фильтруя спам и иные ложные источники. Сделать все это и таким образом поддерживать актуальность базы данных нам помогают наработанные годами уникальные алгоритмы «Поиска Яндекса».

Главная страница Яндекс Поиска а Нейро
Сервис встроен в поисковик
Изображение: архив пресс-службы

Чтобы пользоваться этим сервисом, обязательно иметь подписку «Яндекс» или умное устройство с «Алисой»?

- Нет, достаточно войти на страницу yandex.kz. Там вы сможете включить «Нейро» и получать ответы на любые вопросы.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте