Токаев: Повышение НДС с 12% до 16% – это не панацея

11684

Президент Казахстана выступил на расширенном заседании правительства

Касым-Жомарт Токаев
Касым-Жомарт Токаев
Фото: Aqorda

В среду, 7 февраля, президент Казахстана выступил на расширенном заседании правительства РК. В своем обращении Касым-Жомарт Токаев напомнил, что в 2023 году рост национальной экономики составил 5,1%, в чем заключается «значительная заслуга предыдущего правительства».

«Однако это не повод для самоуспокоения, впереди много работы. Нужен новый импульс деятельности правительства. Перед ним стоит четкий целевой ориентир – увеличение экономики к 2029 году до $450 миллиардов. Для этого ВВП страны должен ежегодно расти на уровне минимум 6%. При этом важно, чтобы макроэкономические показатели обеспечивали опережающий рост реальных доходов граждан. Однако, чтобы совершить качественный рывок в развитии, требуются продуманные и решительные действия», - заявил Токаев.

По словам главы республики, у кабмина и акиматов имеются необходимые инструменты для решения поставленных задач. «Но они зачастую не используются в должной мере. В результате темпы реформ снижаются. Это недопустимо».

Он добавил, что госорганы в результате бюрократических обсуждений и согласований упускают время для реализации поставленных задач.

Он также дал ряд конкретных поручений:

Повышение эффективности бюджетной и налоговой политик

Глава государства напомнил, что за последние пять лет объем дефицита бюджета превысил 11 триллионов тенге, что говорит о том, что перед правительством по-прежнему стоит задача эффективного управления бюджетом, качественного прогнозирования бюджетных параметров.

«Как я понимаю, исполнение плана по доходам прошлого года Минфин во многом обеспечил за счет налогов текущего года. Возврат НДС на 600 миллиардов тенге был приостановлен. Получается, бюджетные вопросы решены за счет изъятия оборотных средств у бизнеса», - обратил внимание Токаев.

Еще одной системной проблемой является, по словам президента РК, порядок распределения бюджета, который не ориентирован на стимулирование экономической активности. Финансы расходуются на текущие задачи, а стратегические цели отходят на второй план. Правительству предстоит определить четкие приоритеты расходов с упором на получение максимальной экономической отдачи, дал поручение Токаев.

«Теперь о доходной части бюджета. В настоящее время разрабатывается новый Налоговый кодекс, который должен обеспечить разумный баланс между созданием комфортных условий для инвесторов и поддержанием необходимого уровня поступлений в бюджет. Между тем у бизнес-сообщества складывается мнение, что документ нацелен прежде всего на повышение налоговых ставок.

Повышение НДС с 12% до 16% – это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность. Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, снизить инвестиционную привлекательность страны.

Предыдущее правительство парировало такие аргументы доводами о дополнительных поступлениях в бюджет, которые заменят трансферты из Национального фонда. Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как главы государства», - заявил Касым-Жомарт Токаев.

Полная цифровизация налогового администрирования

По словам президента, эта сфера должна стать передовой в плане применения цифровых решений, в том числе инструментов искусственного интеллекта. Он уточнил, что в Комитете государственных доходов функционирует 14 информсистем, созданных в период с 2000 по 2014 год, но большинство из них так и не введены в широкую эксплуатацию. Ожидалось, что в 2021 году эти системы будут заменены на новые, которые разрабатывались при поддержке международных финансовых организаций в течение 12 лет: «Но результата нет, хотя бюджеты освоены».

«Поручаю провести независимый IТ-аудит всех информационных систем ведомства. Параллельно с подготовкой нового Налогового кодекса необходимо сформировать и новую информационную архитектуру Комитета государственных доходов. В целом необходима кардинальная реформа в налоговых и бюджетных отношениях. Она должна стать частью нового общественного договора между государством и бизнесом, закрепляющего подходы в справедливом распределении национальных доходов. Это приоритетное направление работы правительства. Обновленное налоговое и бюджетное законодательство должно стать прочным базисом объявленной мной новой экономической политики», - заявил Токаев.

Запуск нового инвестиционного цикла

По словам главы Казахстана, доля инвестиций в основной капитал в ВВП страны снижается, то есть в экономику не вкладывается достаточно средств, чтобы в последующие годы хотя бы поддерживать текущие темпы роста.

Он уточнил, что волокита чиновников, их неумение выстраивать работу с иностранными компаниями приводит к тому, что потенциальные инвесторы уходят из различных проектов.  

«Нужно существенно увеличить приток внешних и внутренних инвестиций. Это ключевая задача для созданного Инвестиционного штаба. По результатам первого полугодия мы подведем итоги работы Инвестиционного штаба и предметно оценим работу каждого министра и акима в этом направлении. Спрос будет жесткий», - заверил президент.

Реформа системы госзакупок, ГЧП, регулирования строительной отрасли

Это направление, как считает президент, должно дополнить реформы в сфере привлечения инвестиций, а также эффективного использования бюджетных средств. 

В настоящее время на рассмотрении мажилиса находится законопроект о госзакупках, который нуждается в серьезной доработке.

«Новый закон о государственных закупках призван создать условия для полноценной реализации инфраструктурных проектов с применением EPC-контрактов. При этом сроки подготовительных процедур для заключения EPC-контрактов должны быть сжатыми, что существенно повысит оперативность акиматов при реализации приоритетных и срочных проектов», - сказал Токаев.

По словам спикера, так и не раскрыт огромный потенциал государственно-частного партнерства, которое внедряется преимущественно в социальной сфере и не генерирует достаточного дохода.

«Действующие нормы и процедуры в этой сфере либо обременительны для бизнеса, либо, напротив, очень выгодны инвестору, но не приносят пользы государству. Одним словом, важно сохранить баланс между интересами государства и инвестора. Однако государственно-частное партнерство у нас представляет собой по сути схему скрытого бюджетного финансирования частных проектов. Работа по перезагрузке системы государственно-частного партнерства идет медленно, ощутимых результатов пока нет. Правительству нужно, наконец, разобраться с этим вопросом. Не надо «изобретать велосипед» – используйте передовой мировой опыт, привлеките международные финансовые организации, которые предложат проверенные временем подходы. Эту задачу требуется решить оперативно», - заявил президент.

Отдельно глава государства коснулся и строительной отрасли. По его словам, инвесторы теряют время, деньги и мотивацию, а затем уходят в страны с минимальными требованиями к получению разрешительных документов. Токаев поручил правительству РК на основе международного опыта кардинально упростить порядок утверждения проектно-сметной документации для инвесторов.

Также он напомнил о доработке Градостроительного кодекса, составление которого идет уже около полутора лет.

«В мой адрес поступает много обращений от экспертов и бизнес-сообщества, что проект кодекса не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений. Поэтому проект нужно основательно доработать», - сказал президент Казахстана.

Cокращение квазигоссектора в экономике

По словам Касым-Жомарта Токаев, необходимо принять системные меры для комплексной либерализации экономики, что позволит поэтапно отойти от масштабного государственного вмешательства в экономические процессы.

Он привел в пример ценовое регулирование на топливно-энергетическом рынке, которое привело к увеличению дефицита и снижению производства ряда нефтепродуктов. А также рынок сотовой связи, где также возникают вопросы у казахстанцев.

«Нужно продолжать работать над повышением качества услуг, последовательно снижать государственное участие, устранять избыточное регулирование и ограничения. Это касается всех секторов экономики. Бесконтрольные монополии, неравный доступ к ресурсам, недобросовестные методы конкуренции должны быть изжиты на корню», - сказал президент.

Для либерализации экономики ключевым вопросом станет проведение эффективной приватизации. Токаев поручил правительству пересмотреть Реестр государственного имущества и «уточнить методологические аспекты процесса приватизации»

«Важно по-новому посмотреть на вывод национальных компаний на IPO. Здесь главным должно быть повышение эффективности государственных активов. Эту задачу можно решить за счет внедрения современных методов корпоративного управления, что обеспечит прозрачность деятельности компаний. Правительство должно определить конкретный перечень крупных объектов, которые в ближайшие два года со значительными долями выйдут на IPO», - сказал Токаев.

Он также поручил правительству в течение месяца подготовить указ о либерализации экономики.

«Документ должен фокусироваться на трех направлениях: развитии рыночной конкуренции, проведении эффективной приватизации, реформе квазигосударственного сектора», - добавил Токаев.

Вовлечение денег из ЕНПФ в экономику

Как отметил президент Казахстана, одним из условий для динамичного роста промышленности является обеспечение реального сектора долгосрочной ликвидностью. И эффективным инструментом в данном случае может стать использование активов ЕНПФ.

«При этом, конечно, требуется обеспечить сохранность пенсионных денег. Поэтому нужно тщательно подойти к отбору проектов, реализация которых будет способствовать диверсификации и индустриализации экономики», - сказал Токаев.

Он подчеркнул, что вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях.

«В этом вопросе ответственность перед вкладчиками как никогда высока. Если потребуется, правительству следует субсидировать ставки по проектам, реализуемым за счет средств ЕНПФ. Не нужно создавать различные искусственные прокладки в виде квазигосударственных структур, а следует активно задействовать банки второго уровня с их экспертизой и инфраструктурой», - уточнил глава республики.

Развитие АПК и рациональное использование водных ресурсов.

Объемы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ надо довести до полутора триллионов тенге, на инвестиционные проекты – до 800 миллиардов тенге. Нужно также увеличить объем льготного лизинга сельскохозяйственной техники до 450 миллиардов тенге ежегодно.

«Это позволит довести темпы обновления сельхозтехники до 10% в год. Согласно расчетам, эти меры будут способствовать увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства в два раза», - обратил внимание Касым-Жомарт Токаев.

Кроме того, по его словам, нужно повысить уровень внесения минеральных удобрений хотя бы до 50% от научно обоснованной потребности.

«Согласитесь, десять центнеров зерновых с гектара – это показатель, который никак не красит нашу страну. Значит, у нас совершенно не работает агрохимия, хотя качественные удобрения на казахстанских предприятиях производятся», - напомнил президент.

Также необходимо все меры господдержки предоставлять по принципу «одного окна», услуги профильных финансовых институтов целесообразно объединить. Необходимо усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции акиматов по субсидированию сельского хозяйства. Для этого надо объединить услуги льготного кредитования и субсидирования субъектов АПК в рамках одной цифровой платформы.

Говоря о ситуации с обеспечением населения и сельхозотрасли водой, он отметил, что специально созданное Министерство водных ресурсов и ирригации ожидаемых результатов не приносит. Тем временем соседние государства к решению проблемы дефицита воды подходят гораздо более активно и целеустремленно.

«У нас же только недавно была принята Концепция развития системы управления водными ресурсами. Обсуждение документа сильно затянулось. При этом в стране только 13% орошаемых земель охвачены технологиями водосбережения [...]. Предстоит осуществить общестрановую кампанию внедрения культуры водопотребления – вода у нас расходуется как попало. Не стесняясь, нужно изучать опыт и практику соседних государств. Обеспечение страны водой – крайне важная задача, вопрос национальной безопасности. Вопросы водообеспечения, рационального водопотребления должны учитываться во всех отраслевых политиках – в промышленности, АПК, коммунальном хозяйстве», - добавил Токаев.

Модернизация коммунально-энергетического сектора

Обеспечение бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения населенных пунктов – одна из базовых функций правительства и акиматов. Однако каждый отопительный сезон вскрывает одни и те же проблемы. По словам президента РК, госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до ее нынешнего состояния.

«В целом приходится констатировать, что страна испытывает дефицит мощностей по производству и передаче электричества, тепла, воды. Это стало следствием ряда просчетов – больших и малых: отказа от завершения строительства Балхашской ТЭС, отсутствия прозрачности в работе субъектов естественных монополий, а также искусственного сдерживания тарифов. Нужна глубинная реформа отрасли, включающая несколько системных элементов», - считает Токаев.

Транспорт и логистика

Глава государства поставил стратегическую задачу сделать Казахстан полноценным транспортно-логистическим центром и транзитным хабом Евразии.

В первом полугодии 2024 года нужно принять программный документ, направленный на решение ключевых задач железнодорожной отрасли: ускорить работу по обновлению вагонов, а также устранить дефицит собственного контейнерного парка. Реализовать все намеченные проекты по расширению магистральной сети (1,3 тыс. км к 2028 году). Предстоит провести тотальную цифровизацию процессов.

Отдельно президент коснулся и ремонта трассы Астана – Балхаш – Алматы, который был начат еще в 2017 году. По его словам, более пяти лет ремонтируются и другие республиканские дороги: Атырау – Астрахань, Актобе – Кандыагаш, Талдыкорган – Усть-Каменогорск.

«Поручаю в текущем году наконец завершить их модернизацию. При этом надо учесть ряд важных моментов. Как показывает анализ, тендеры на строительство автомобильных дорог республиканского значения обычно выигрывают иностранные компании. К таким проектам надо привлекать отечественные компании, обладающие должной квалификацией и необходимой техникой. Проекты по строительству автодорог надо увязать с созданием производств дорожной техники с высокой степенью локализации. Все рабочие процессы в этой отрасли должны подчиняться одной цели – казахстанские дороги, будь то республиканского или местного значения, должны быть качественными. Пока этого не наблюдается», - указал Касым-Жомарт Токаев.

Цифровизация экономики и внедрение искусственного интеллекта

По словам президента Казахстана, республика достигла существенного прогресса в цифровизации государственных и финансовых услуг. По итогам 2023 года доля безналичных платежей составила 88%. До 2020 года данный показатель не превышал и 50%. Таким образом, всего за четыре года в Казахстане произошел стремительный рост финтеха. Подобный прорыв должен стать примером для других отраслей экономики – пора вплотную заняться их цифровизацией.

У каждого министерства должна быть карта цифровой трансформации отрасли (по опыту Сингапура). Такая карта должна обеспечить комплексное видение того, какие технологии будут массово внедряться в курируемых сферах в следующие пять лет.

«Отдельного внимания требует развитие искусственного интеллекта. По оценкам экспертов, к 2026 году инструментами искусственного интеллекта будут пользоваться уже более 80% предприятий в мире (сегодня – менее 5%). Мы уже сейчас стали свидетелями глобальной трансформации в медицине, образовании, креативных индустриях. Развитие искусственного интеллекта может стать движущей силой экономического прогресса и внедрения инноваций в нашей стране. Для этого необходимо создать базовую институциональную среду», - указал президент Казахстана.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить