Есть ли в Казахстане перспективы у коворкинга?
Показатели успешности коворкинг-центра – это его наполняемость и время существования. Так считает сооснователь «Первой школы предпринимателей» маркетолог Диас Нургожин: «Один из долгожителей – это алматинский коворкинг L.E.S. Если бы данный бизнес был не рентабелен, они бы уже давно закрылись».
Как казахстанские компании используют офисные пространства
Американская мебельная компания Steelcase провела исследование. Она предост... →
На памяти Диаса в Казахстане открывалось 18 коворкинг-центров в девяти городах Казахстана – Алматы, Астане, Костанае, Актобе, Шымкенте, Кызылорде, Павлодаре, Актау, Усть-Каменогорске. Однако некоторые уже канули в Лету. «Предприниматели, фрилансеры просто не поняли их формата, поэтому наполняемость была маленькой, а финансовая подушка не позволяла жить долго, и случались кассовые разрывы, что и привело к закрытию. Это ведь обычный бизнес», – объясняет эксперт.
По его мнению, рынок коворкинга будет развиваться в Казахстане, но медленно. «С приходом коворкинга в нашу страну казахстанцы не ринулись все снимать рабочие места, – говорит Нургожин. – Большие коворкинг-центры наполовину пусты. Развиваться этот рынок будет при условии быстрого развития молодежного предпринимательства, потому что целевой аудиторией этого бизнеса являются люди 22–32 лет».
Коворкинг-центру Astana Multispace всего год, и он уже окупился, говорит его основатель Эмиль Малджанов. «Для открытия коворкинг-центра необходим стартовый капитал $1–1,5 млн, – рассказывает он. – Бизнес приносит прибыль с первого же дня, если это правильно организованный бизнес. У нас минимальные расходы, связанные только с персоналом, который обеспечивает клиентский сервис. Мы не арендуем помещение, а находимся в здании наших партнеров». По его словам, резидентами их коворкинг-центра являются 350 человек (при 750 посадочных местах).
Офис может стать инструментом, который приносит деньги
Новый выпуск журнала Forbes Life представляет его главный редактор Татьяна ... →
«У нас конкуренции нет. Клиентов надо не искать, клиентов надо создавать. Плату за рабочее пространство мы ставим для того, чтобы отсечь бездельников, так мы создаём определённую субкультуру деловых людей. Если у тебя нет $200–300 в месяц, значит, ты бездельник», – уверен Эмиль.
Он придерживается мнения, что не надо делать маленьких коворкингов, иначе это будет коммунальная квартира. Свой же коворкинг-центр, занимающий 6500 кв. м, Малджанов называет пятизвёздным отелем для бизнеса. «Коворкинг – это будущее, это смерть офисам, – заявил спикер. – Коворкинг – это не просто прикольный дизайн и рабочее место, это правильная организация рабочего пространства для удобства рабочего процесса». Аренда рабочего места в этом «отеле» осуществляется по клубным картам: для студентов она составляет 15 тыс. тенге ежемесячно, для бизнесменов – от 45 тыс. тенге. Смарт-офисы стоят от 120 тыс. за 20 кв. м; чем больше площадь, тем выше будет оплата.
Алматинский L.E.S. Life Club гораздо меньше (на площади 640 кв. м размещено 40 рабочих мест, конференц- и фитнес-залы, зона питания и даже хостел), однако там давно сформировалось свое сообщество и все места заняты. «Мы берём не всех, кто к нам обращается, – говорит директор по развитию L.E.S. Life Club Анвар Сейфуллин. – У нас своя среда, комьюнити внутри коворкинга». Членство в L.E.S. составляет 50 тыс. тенге в месяц и 30 тыс. тенге за 15 дней, в стоимость входит аренда рабочего места, завтрак, занятия в фитнес-зале и несколько ночей в хостеле.
По его мнению, для успешного коворкинга достаточно $2–3 тыс. на одно рабочее место, а их должно быть порядка 10, чтобы сформировалась своя тусовка. «Думаю, у коворкинга в Казахстане есть потенциал, если «размазать» центры по всей стране, – считает Сейфуллин. – Но главное, открывая коворкинг-центр, вы должны думать, кто с кем будет работать. Коворкинг – это сотрудничество, и надо создавать активность, которая объединит людей, например проводить тренинги».
Недавно открывшийся в Алматы коворкинг «Мама Дом» как раз зарабатывает на активностях – курсах для женщин, развивающих программах для детей. Сдача в аренду рабочих мест пока не приносит достаточно прибыли. Об этом сообщила основатель «Мама Дом» Тамиля Анчуткина, подчеркнув, что у них социальный бизнес, цель которого – популяризировать активное материнство. Абонемент на коворкинг и игротеку действителен для одного взрослого и любого количества детей: 1 тыс. тенге за полдня, 2 тыс. – за весь день, 15 тыс. – 10 дней и 25 тыс. в месяц.
Творческое пространство «Уй 54» коворкингом в классическом виде не назовешь: владелец центра Газиз Уалихан сдает в аренду 17 квартир в доме №54 по ул. Курмангазы в Алматы. Аренда составляет 90–100 тыс. тенге в месяц. Так сложилось, что арендаторами стали люди творческих профессий – дизайнеры, режиссёр, флористы.
«Я хочу выкупить все квартиры в доме и переделать его в гостиницу, – поделился планами Газиз. – Для обитателей «Уй 54» я построю новый коворкинг по соседству». Тогда «Уй 54» станет коворкингом в «неоклассическом» смысле – специально организованным пространством, которое объединяет людей по интересам.