Нужно ли Казахстану растить национальных бизнес-чемпионов
Этот и другие вопросы обсуждали предприниматели на площадке ежегодного форума Kazakhstan Growth Forum
В среду, 17 сентября, в Алматы прошел четвертый по счету Kazakhstan Growth Forum (К4). Он собрал несколько сотен казахстанских предпринимателей, а также иностранных гостей, среди которых был Верн Харниш, основатель всемирной предпринимательской организации Entrepreneurs' Organization, основатель и CEO компании Gazelles Inc, играющую роль корпоративного университета для средних компаний, Леонард Лаудер, председатель Estee Lauder, и многие другие.
Как отметил идейный вдохновитель «форума роста», владелец финансовой группы «Сентрас» Ельдар Абдразаков, это площадка была создана бизнесменами для бизнесменов, где они могут обсуждать актуальные проблемы и общаться между собой. Все доклады и панельные дискуссии К4 так или иначе касались вопросов – что делать, чтобы экономика Казахстан росла и чтобы казахстанскому бизнесу жизнь казалась медом.
Правила «желтых страниц» могут стать законом Казахстана
В числе первых на К4 выступил Сиддик Хан, председатель Young Presidents’ Organization Казахстан. Он рассказал об инициативе YPO – внедрении в Казахстане правил «желтых страниц».
– Создать благоприятный инвестиционный климат, увеличить конкурентоспособность в реальном секторе экономики Казахстана, а также улучшить рыночные институты, – перечислил правила Хан. – Для достижения этого Казахстану необходимо создать четкий принцип коммерческой деятельности частных и государственных организаций.
По его словам, существует тонкая линия, разделяющая «сферы влияния» частных и государственных компаний. За 20 лет, по наблюдениям председателя YPO Казахстан, эта линия неоднократно перерисовывалась.
– Наш месседж очень четкий: чтобы улучшить конкурентоспособность частного сектора, а также увеличить доверие и улучшить партнерство с государством, необходимо прочертить линию, где частный сектор не будет бояться вмешательства со стороны государственного сектора, – рассказал спикер. – Мы встретились с президентом Казахстана по поводу инициативы YPO, и президент сказал, что это соответствует его целям. До настоящего момента наша идея получала поддержку, и теперь мы наблюдаем конкретные результаты – сегодня правила «желтых страниц» представлены в парламенте. Мы надеемся, что к концу этого года правила станут уже действующим законом Казахстана.
Каким Казахстан должен стать к 2050?
Юкка Максимайнен, партнер международной консалтинговой McKinsey & Co, буквально на пальцах объяснил собравшимся, что нужно сделать Казахстану, чтобы к 2050 воплотить в жизнь нежно лелеемую мечту – войти в число стран ОЭСР (чаще эту мечту называют «тридцаткой» самых развитых стран мира).
– Если посмотрим на ВВП, то сегодня он составляет $11600 на душу населения, – отметил Максимайнен. – Необходимо, чтобы к 2050 эта цифра выросла до $60 тыс. То есть мы говорим об увеличении в 5 раз в последующее 35 лет. Как достичь этого? Первое – это внедрение инноваций. Сегодня инвестиции Казахстана одни из самых низких (0,2% от ВВП). В развитых странах – от 2,5% и выше инвестируют в инновации.
Спикер также посоветовал обратить внимание на такой показатель, как коррупция. Сегодня Казахстан занимает 133 место в Индексе восприятия коррупции. «Очень редко, когда страны ОЭСР опускаются ниже 40 места в этом рейтинге, – констатировал партнер McKinsey & Co. – Поэтому это очень важная часть, на которой нужно концентрировать внимание и добиваться занимательных изменений».
Также Казахстану во что бы то ни стало надо улучшить эффективность потребления водных ресурсов. «Иначе их будет недостаточно, чтобы достичь необходимого уровня ВВП», – сказал выступающий.
По его словам, Казахстану до 2050 нужно увеличить среднюю продолжительность жизни на 15 лет (сегодня она составляет 69,6 лет), а также снизить уровень преступности и добиться улучшения качества образования.
Как выглядит «первый парень на деревне»?
А вот нужно ли для улучшения экономического статуса Казахстана выращивать национальных бизнес-чемпионов? Это стало темой панельной дискуссии «Что нам нужно, чтобы растить национальных чемпионов?».
Модератор панели, глава торговой миссии Австрии в Казахстане Михаэль Мюллер попросил Кайрата Мажибаева, CEO Resmi Group, определить характеристики национальных чемпионов.
– Это компании, которые при изначальных и текущих равных условиях в конкурентной среде пробили себе дорогу. Это лидер, который не просто устойчиво и прибыльно растет, это компания, которая может конкурировать на равных с международными лидерами на конкретной территории. Это компании, которые возглавляют трансформацию на рынке в секторе, которые привносят многое с точки зрения культуры корпоративного управления, которые формируют новые технологии или хорошо переносят мировые технологии сюда, которые работает на общество. Если компания потянула за собой другие частные компании, и они стали чемпионами в своем секторе на своей территории, то это настоящие чемпионы, – высказал свою точку зрения Мажибаев.
Михаэль Мюллер поинтересовался у председателя правления «Народного банка» Умут Шаяхметовой, является ли их организация национальным чемпионом и есть ли у них в принципе такие амбиции?
Шаяхметова также решила первым делом определиться с дефинициями – какие компании можно называть национальными чемпионами?
– Классический пример – это Южная Корея (с ее чеболями. – F), Россия. Это та компания, которая поддерживалась со стороны государства, ей создавались определенные льготы, предоставлялись более дешевые средства в обмен на обязательства по развитию внутренней экономики, сохранению рабочих мест. Если мы говорим о таких характеристиках, то «Народный банк» не является национальным чемпионом, так как у нас нет льготного регулирования. Национальные чемпионы – это нацкомпании, по-моему, это «Эйр Астана», возможно, «Казатомпром».
По словам участницы дискуссии, «Народный банк» хотел бы быть чемпионом, но «не с точки зрения регулирования, а с точки зрения конкурентной борьбы».
– Я не поддерживаю идею национальных чемпионов, когда идет поддержка только определенных компаний, как [при разработке программы] «30 корпоративных лидеров», которая не состоялась. Компании должны развиваться на равных условиях в конкурентной борьбе, при равном регулировании доказывать, кто является чемпионом, – обозначила свою позицию Умут Шаяхметова.
Ответ за «30 корпоративных лидеров» пришлось держать Куандыку Бишимбаеву, председателю правления национального управляющего холдинга «Байтерек».
– Это была только идея, которая должна была стать программой, но так и не реализовалась. Потому что в 2007 все ресурсы были кинуты на антикризисное направление, – объяснил Бишимбаев.
Однако, на его взгляд, сама идея национальных чемпионов – правильная, и она «должна найти свою реализацию в нашей экономки».
– Единственный национальный чемпион – это «Казатомпром», – сказал глава «Байтерека», – потому что остальные – национальные или частные компании – лидеры на маленьком рынке, и только «Казатомпром» является мировым лидером. Неотъемлемой характеристикой и частных, и государственных компаний (претендующих быть национальными чемпионами. – F) должно быть активное присутствие на мировых рынках.
«Правительство де-факто проводит политику национальных чемпионов»
Модератора панели заинтересовало, а могут ли национальные чемпионы быть из государственного, а не частного сектора? Этот вопрос Мюллер адресовал региональному менеджеру IFC Моаззаму Мекану.
– Было много обсуждений, кто такой национальный чемпион, – констатировал Мекан. – Это могут быть национальные компании, которые трансформировали экономику, предоставляли услуги, которые больше никто не предоставлял. Например, «Эйр Астана», которую упоминали. Думаю, это может быть доминирующая компания в определенном секторе. В Казахстане есть возможность создать компанию, которая может быть признана лидером в мире.
Обращаясь к руководителю «Казатомпрома» Нурлану Каппарову, Михаэль Мюллер утонил, можно ли называть компанию национальным чемпионом? «Как вы чувствуете себя как национальный чемпион?» – задал еще один вопрос модератор.
Каппаров чемпионство отрицать не стал и признался, что в этой роли чувствует себя очень хорошо.
– Действительно, «Казатомпром» является одним из флагманом казахстанского бизнеса. Это государственная компания, но ее роль в мировом масштабе большая – мы добываем практически 30% мирового объема урана, – привел данные участник дискуссии.
По мнению Каппарова, бизнес-чемпионами могут быть и государственные, и не государственные компании. Главное же отличие лидеров заключается в том, что они «могут конкурировать за рубежом или у них показатели на уровне мировых компаний». Глава «Казатомпрома» также считает, что государство должно помогать тем, кто имеет потенциал национальных чемпионов.
Однако по мнению независимого экономиста Ораза Жандосова, говорить о чемпионах из госсектора – «это не совсем та тема».
– Мы видим, что государственные компании сконцентрированы либо в секторе сырьевых ресурсов, либо в секторе естественных монополий. Как судить об эффективности? – задался вопросом Жандосов. – Я не согласен по «Казатомпрому». Ну, повезло стране, что у нее есть куча природного урана, повезло, что природоохранное законодательство, в отличие от законодательства Канады, позволяет производить больше. Но является она эффективной с точки зрения продуктивности, применяемых технологий?
Речь идет о частных компаниях – национальных чемпионах, считает Ораз Жандосов.
– Должно ли государство из частных отечественных компаний вбирать какой-то круг и поддерживать их – дешевыми кредитами, грантами для привлечения кадров, торговыми льготами, предоставлением земли и так далее? Кстати, у нас землю бесплатно раздают каким-то национальным чемпионам. Не все в этом зале знают, что в этом году правительство ряду компаний раздало бесплатно землю. То есть де-факто проводит политику национальных чемпионов. Хотелось бы узнать, кто это? – задался вопросом экономист.
И даже если проводить политику взращивания компаний-лидеров, то не факт, что они у нас вырастут. «Только реальные частные, только несырьевые компании могут привести страну к тем красотам, о которых говорил Юкка (Максимайнен. – F). Если посмотреть даже посткризисные 5 лет, видим ли мы такой рост? Я не вижу», – сказал Жандосов.
Однако Куандык Бишимбаев не согласился с тем, что в сырьевом секторе не может быть национальных чемпионов и что «Казатомпрому» просто повезло. Сырьевики, на взгляд Бишимбаева, могут быть чемпионами, главное, чтобы у них было технологическое конкурентное преимущество по сравнению с мировыми игроками. И у «Казатомпрома» такое преимущество есть, поэтому он может добывать более дешевый по своей себестоимости уран.
…Словом, одни участники дискуссии высказывались за то, чтобы государство создавало условия, при котором могли бы свободно, в конкурентной среде развиваться все компании, а уж кто вырастит, тот вырастит. Другие ратовали за то, чтобы государство пестовало чемпионов. Вопрос же состоит в том, какую модель помощи выбрать, кто и по каким критериям должен отбирать счастливчиков, обласканных государством. В любом случае – с национальными чемпионами или без таковых, Михаэль Мюллер пожелал казахстанской экономике развиваться.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook