81,1 млрд тенге получили из бюджета госСМИ в 2009–2012

9342

Государство, по всей видимости, решило руководствоваться известным высказыванием Ричарда Никсона о том, что лучше вложить $1 в прессу, чем $10 в оружие. Иначе столь серьезные средства, отпускаемые государственным СМИ, объяснить трудно

Фото: customs-isub.com.ua

И тендер, и реклама, и спонсорская помощь

Согласно данным Министерства культуры (бывшее Министерство культуры и информации. – F), в 2012 на проведение государственной информационной политики было потрачено 27,2 млрд тенге (около $181,6 млн), в прошлом году данный показатель вырос сразу на 28% – до 34,9 млрд тенге ($232,6 млн). К слову, в соседней России львиная доля бюджетных средств, выделяемых на СМИ, уходит в государственные телеканалы и печатные издания. Так, в 2012 в РФ на СМИ было выделено почти $2,5 млрд, из которых $2,1 млрд, или 86%, перепало «государственникам».

Источники: ОФ «Правовой медиа-центр», Министерство культуры РК.

Директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова отмечает: «Почти 90% денег распределяются без тендеров и конкурсов, официальная формулировка – «по государственной надобности». Остальные 10% – это суммы для тех СМИ, которые участвуют в тендерах по определенным лотам».

Государственные средства массовой информации

 

Доходы государственных СМИ, млн тенге

 

 

2012

2011

2010

2009

1

АО «Агентство «Хабар» (в том числе телеканалы «KazakhTV», «OtauTV», «24KZ», «Білім» и «Мадениет», «Ел-Арна»)

9 873

8 332

6 999

6 354

 

Доход от госзаказов

8 619

7 010

5 688

5 307

 

Доход от рекламы

753

735

994

783

 

Прочее

501

587

317

264

2

АО «РТРК «Казахстан» (в том числе телеканалы «Kazsport» и «Балапан», «Казахское радио», радио «Шалкар», радио «Астана» и Classic)

12 891

9 510

7 485

7 408

 

Доход от госзаказов

11 494

9 023

6 608

6 954

 

Доход от рекламы

1 397

487

877

454

3

АО «Казтелерадио»

8 529

6 501

4 891

4 326

 

Доход от госзаказов

5 255

5 464

3 590

3 353

 

Прочие доходы

3 274

1 037

1 301

973

4

АО «Республиканская газета «Казахстанская правда» (в том числе журнал «Байтерек»)

1 277

1 171

1 443

967

 

Доход от госзаказов

537

319

286

233

 

Доход от рекламы

456

603

910

515

 

От подписки и продаж

284

249

247

219

5

АО «Егемен Казахстан»

1 322

1 143

981

*

 

Доход от госзаказов

652

459

338

*

 

Доход от рекламы

292

406

410

*

 

От подписки и продаж

378

278

233

*

 

Итого полученный доход

33 892

26 656

21 799

19 054

 

Итого полученный доход от госзаказов

26 556

22 274

16 510

15 846

Источник: аудиторские отчеты компаний.

Виктор Елисеев.

Помимо того, что государственные СМИ получают прямое финансирование из бюджета, они также получают множественные заказы на оказание рекламных услуг. Как сообщил Forbes Kazakhstan управляющий директор Dentsu Aegis Network Kazakhstan Виктор Елисеев, «в 2012 объем рекламного рынка РК приблизился к $300 млн. Из этой суммы на ТВ приходится около $172 млн, на прессу – порядка $35 млн, на радио – примерно $17 млн». По подсчетам редакции Forbes Kazakhstan, в 2012 крупнейшие госСМИ получили рекламных заказов на сумму в 2 млрд 898 млн тенге ($19,3 млн).

Виктор Елисеев пояснил: особенность государственных СМИ заключается в том, что они в основном осваивают бюджеты государственных же рекламодателей.

– Государство по-прежнему является рекламодателем №1, – отметил Елисеев. – И доля государственных рекламных бюджетов по всем видам медиа с каждым годом только растет. В частности, на сегодняшний день мы видим достаточно высокую активность со стороны Министерства здравоохранения, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства индустрии и новых технологий, холдинга «Байтерек», АО «Самрук-Казына» и др.

К тому же в отчетности телеканалов время от времени появляется статья «спонсорская помощь». К примеру, в 2010 агентство «Хабар» безвозмездно получило 125,1 млн тенге от АО «Мангистаумунайгаз» (50% АО принадлежит нацкомпании «КазМунайГаз»). В том же году Хабар получил 17,4 млн тенге от Фонда первого президента.

Как разбазаривается бюджет

Самым главным остается вопрос эффективности столь масштабных государственных вливаний и наличие качественного контента. Еще в октябре прошлого года президент Нурсултан Назарбаев выступил с критикой в адрес госСМИ. «Вместо того чтобы работать качественно, мы деньги разбазариваем», – сказал тогда глава государства.

На какие цели и в каком количестве были потрачены средства из бюджета

 

2013 год

2012 год

Объем материалов в газетах и журналах, выпущенных в рамках госзаказа (полосы)

15247

16251

Объем телерадиопередач и радиопередач, выпущенных в рамках госзаказа (часы)

115392

102165

Затраты на проведение государственной информационной политики через газеты и журналы (млрд тенге)

2,3

2,5

Затраты на проведение государственной информационной политики через телерадиовещание (млрд тенге)

30,8

22,8

Средняя стоимость одной полосы в журнале или газете по госзаказу (тенге)

153131

157300

Средняя стоимость одного часа телерадиопередач в эфире по госзаказу (тенге)

266977

223285

Источник: Министерство культуры РК.

Эксперты, опрошенные Forbes Kazakhstan, также сетуют на невысокого качества контент государственных СМИ. Виктор Елисеев сообщил, что отечественный продукт государственных телеканалов не востребован, что наиболее популярные продукты на данных телеканалах - иностранного производства. Например, турецкий сериал «Сулейман Великолепный» на «Хабаре» и индийский сериал «Келин» на телеканале «Казахстан».

Ради справедливости стоит заметить, что доля иностранного контента на государственных телеканалах будет снижаться. Еще в прошлом году экс-министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед сообщил, что наши телеканалы «увлеклись корейскими и турецкими сериалами», и пообещал, что доля казахстанских сериалов в эфире будет повышаться.

Диана Окремова.

Где искать концы?

Также вызывают большие вопросы и способы финансирования СМИ. По логике вещей, выделяемые государством деньги должны распределяться через систему конкурсов, сведения о которых должны выкладываться на официальном сайте goszakup.gov.kz. Однако проведенный Forbes Kazakhstan и ОФ «Правовой медиа-центр» анализ не выявил на упомянутом сайте госзаказы на озвученные Министерством культуры суммы. Если же услуга была закуплена способом «из одного источника», то в таком случае информация должна быть опубликована на сайте заказчика – того же министерства или областных управлений внутренней политики.

Однако они предоставляют неполную информацию. По словам Дианы Окремовой, приходится обращаться в акиматы и требовать предоставить соответствующие данные.

– Это одна из главных проблем – отсутствие единых требований к получателям и организаторам конкурсов по размещению их итогов, а также единой базы, где эти данные можно было бы найти, – резюмирует собеседница. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить