Канат Торебай, продюсер фильма «Жат»: Зритель ушёл в ресторан

26074

В конце сентября в Казахстане состоялась премьера нового фильма Ермека Турсунова «Жат». Картина о судьбе отшельника и о голоде 30-х годов прошлого века пока не избалована повышенным вниманием казахстанского зрителя. О том, почему это произошло, рассуждает Канат Торебай - продюсер фильма, до этого работавший с Ермеком Турсуновым на лентах «Келин» и «Кемпир»

Канат Торебай.

«Мы потеряли культуру досуга»

FКанат, премьера фильма «Жат» состоялась в Алматы в среду, 23 сентября. Через 8 дней, 1 октября, я собрался в кино посмотреть фильм. К моему удивлению, его оставили в прокате всего четыре алматинских кинотеатра. Каждый - по одному сеансу в день. В четверг маленький зал в киноцентре «Арман» был слабо заполнен зрителями, пришедшими на «Жат». Почему сложилась такая ситуация?

- Первые дни проката «Жат» показывали в каждом кинотеатре на 4-5 сеансах в день. Но, к сожалению, конкурировать с Голливудом наше кино не может - зрители апатично относятся к отечественному кинематографу. Наверное, потому что основная аудитория, которая посещает кинотеатры, – молодёжь в возрасте 16-25 лет. И им более интересно западное кино или жанровое. Наш же фильм рассчитан на более взрослого и подготовленного зрителя. Какое дело сегодняшним подросткам до голода 30-х годов прошлого века? Что касается представителей старшего поколения, не знаю, что является причиной их равнодушия – занятость или инертность.

Мы вообще потеряли культуру досуга. Мало взрослых людей сейчас ходят в театры, на выставки, в кино. Но попробуйте проехать по «ресторанной» улице Навои в Алматы вечером – там бесконечные пробки, нет свободных мест для парковки, все заведения забиты. Вместо культурного досуга люди стали проводить время на тоях и в ресторанах.

FКинотеатры не могли саботировать показ?

- А им какая разница, что показывать? Главное – чтобы зритель шёл и пополнял кассу. Прокат зачастую непредсказуем. Например, фильм «Шал» пошёл удачно, его рекорд по длительности проката – больше двух месяцев - до сих пор не побит. Этот фильм собрал около 100 млн тенге.

На съёмках фильма "Жат".

Когда была в прокате картина «Кемпир», в Актау её показывали на двух языках – казахском и русском. 95% жителей этого региона – казахоязычные. Но я заметил: в актауском кинотеатре сеансы «Кемпир» оставили только на русском языке. Я звоню туда разбираться. Директор говорит: на казахскую версию фильма зритель не идёт. Вообще часто прокатчики ставят фильмы на казахском в малопосещаемое утреннее время, потому что у них нет зрителя.

И это, кстати, вопрос к нашим национал-патриотам. На словах они шумят, а поднять зад, пойти в кинотеатр и поддержать отечественный фильм не могут. Хотя «Жат» - это первый казахстанский фильм на тему голодомора. И первая отечественная лента, записанная в новом звуковом формате Dolby Atmos.

Ермек Турсунов, руководитель группы каскадёров "Номад" Жайдарбек Кунгужинов и Канат Торебай.

FЕрмек Турсунов не только известный режиссёр, но и общественный деятель, публицист. Его острые статьи читают десятки тысяч людей, а, например, открытое письмо «Мой неравный брак с государством» на Forbes.kz просмотрели более 100 тыс. человек. Можно предположить, что эти люди – целевая аудитория фильмов Ермека Турсунова. Так почему они не пошли в кино?

- Для меня это загадка. Мы тоже с Ермеком получаем сотни сообщений, писем, SMS. Да, неравнодушных к его творчеству много. К тому же, мы надеялись, что у зрителя будет интерес к фильму после того, как его выдвинули на «Оскар» от Казахстана.

Снял картину – купил джип

Актёры Ержан Нурымбет и Роза Хайруллина.

FКстати, «Жат» - уже третий фильм Турсунова, выдвинутый от нашей страны на премию Американской киноакадемии. Может, стоило хорошо вложиться в рекламу?

- «Жат» снят на частные деньги. И вкладывать сотни тысяч долларов в рекламу для частного кинопроизводства, где каждая копейка на счету, – роскошь. Это может себе позволить такая махина, как «Казахфильм». Кстати, если бы мы снимали кино на этой киностудии, то картина «Жат» стоила бы в 3-4 раза дороже. Дело в том, что в производство каждой ленты, снимаемой по госзаказу, заложены траты на содержание самого «Казахфильма» с сотнями сотрудников, корпусами и огромной территорией. Кроме того, если ты снимаешь на государственные деньги, то обязан использовать услуги студии, её технику, камеры, транспорт и так далее. Хотя на стороне многое можно найти гораздо дешевле.

FЯ слышал от знакомого участника кинопроцесса историю: когда государство выделило деньги на один фильм, руководитель съёмочной группы в первую очередь купил себе джип.

- Многие в нашем кинопроизводстве считают: если после выпуска картины продюсер не приобрёл дорогую машину - значит, он купил себе дом. Люди в кинопроизводстве работают разные, у каждого - своё отношение к делу. На что уходят государственные деньги, выделенные на фильм? На налоги - около 30% бюджета. Ещё 10-15% - на студию. 5-10% - на продвижение фильма. В общей сложности на производство фильма остается 40-45% от выделенного бюджета. Если продюсер снял на эти деньги кино и что-то ещё осталось, можно ли сказать, что он «украл»? На Западе сказали бы: «заработал». А если продюсер на оставшиеся деньги не машину купил, а премию сотрудникам раздал?

Кадр из фильма "Жат".

Я несколько лет работал на «Казахфильме», но потом ушёл и зарёкся не иметь дело с государственными деньгами - это, извините, геморрой. В последние годы они хвалились тем, что выпускали два-три десятка фильмов в год. И что из этого мы увидели на экранах?

FНа слуху больше фильмы, снятые на частные деньги.

- Да, «Келинка Сабина», «Осторожно, корова» и так далее. Они достаточно успешные, но относиться к ним как к кино я, например, не могу. Хотя рынку нужна всякая продукция. Нельзя каждый день есть бешбармак или красную икру. Иногда и гамбургеры пойдут, и картошка фри.

У Турсунова в кино играют даже мухи

Ермек Турсунов, актёр Ерболат Тогузаков, Канат Торебай и оператор Мурат Алиев.

FДавайте поговорим о съемках фильма «Жат». Что входило в ваши обязанности на производстве картины?

- Всё. Ермек отвечает за творческую составляющую, я – за организацию и обеспечение.

FПро Турсунова говорят, что на съёмочной площадке он как человек очень неприхотливый. Но как режиссёр… Если ему что-то надо, это должны предоставить без разговоров.

- Это так. Но человек со временем привыкает ко всему. Я работал с разными режиссёрами, и самый комфортный для меня – Ермек. Когда режиссёр о тебя что-то требует - это нормально. Плохо, когда режиссёру плевать на съёмочный процесс. Главный закон кино гласит: нет ничего невозможного. Если режиссёр сказал, что ему что-то надо – достану.

Съёмки на натуре.

FГде вы взяли живого архара для съёмок?

- История с архаром переплетена с поиском других животных. Дело в том, что нам нужен был дикий зверь, чей мех ценен. Помните, по сюжету главный герой должен был подарить шкуру животного любимой женщине. Ермек сказал нам: ищите чернобурок. Я слышал, что когда-то на фермах в Восточном Казахстане разводили этих зверьков. Вот и отправил туда своих людей. Они нашли дядьку, который растит чернобурок в частном порядке. Хоть и с трудом, но уговорили его продать двух лисиц.

А за архаром мы обратились в алматинский зоопарк, но прежний директор отказал нам, потому что посчитал съёмки опасными для краснокнижного животного. Хотя мы обещали дать архару успокоительное. Но мне надо было выполнять задачу режиссёра. Потому мы нашли охотников, которые готовы были поймать архара в дикой природе. Мы начали договариваться с ними. А потом я узнал, что за поимку архара грозит штраф в 10 млн тенге и уголовная ответственность.

Я пошёл к Ермеку и говорю: «Тебе ещё нужен продюсер?». Он рассмеялся: «Не тебя же посадят». Ермек – режиссёр с нормальным творческим эгоизмом и чувством юмора. Какая ему разница, кого посадят? Главное – он снимет кино. К счастью, вскоре я узнал: в зоопарке сменился директор. Новый руководитель зоосада Динара Курманбаева пошла нам навстречу и позволила взять животное на один день. Разумеется, в сопровождении ветеринара и служителя зоопарка. Взамен мы отдали зоосаду двух чернобурок, которых уже отсняли.

FРазумеется, вы не собирались убивать архара, пойманного на природе?

- Конечно, нет. Мы готовы были его отпустить. Мы вообще не убиваем животных при производстве кино, я же потом пишу в титрах: «Ни одно животное во время съёмок не пострадало».

FА убитые в фильме собаки очень правдоподобно подёргивали лапками в конвульсиях.

- Это компьютерная графика. Также на компьютере мы прорисовывали стаю волков. Их реально снимали по одному, а потом свели в одном кадре.

Вообще многие режиссёры стараются не работать с животными и детьми. Но только не Ермек. Это – его пристрастие. Видимо, чтобы продюсера скорее сжить со свету. Причём у него в кино играют даже мухи. Помните, в фильме «Жат» есть момент, когда в керосиновой лампе артистично жужжит муха? Мы снимали фильм в ноябре 2014 в горах. В это время насекомых найти сложно. Но как-то я захожу на площадку и вижу ассистента по живому реквизиту: он сидит с пакетом, полным мух, и закидывает их по одной в лампу. Одна тут же улетает, и ассистент кидает следующую. Где-то раздобыл.

Тайные инвесторы

Дубль №...

FГлавный редактор Forbes.kz Вадим Борейко считает, что в фильме сразу три персонажа – прообразы учителя Турсунова, писателя Герольда Бельгера, который недавно ушёл из жизни: дед Ибрай, старуха, потерявшая семью, и немая немка.

- У Турсунова в каждом фильме есть что-то личное, от режиссёра. И в каждой его ленте есть персонажи – метрономы, которые разделяют фильм по частям. Конечно, многое в картине – это личное Ермека. Да и сам сюжет. Он основан на реальных событиях. Турсунов, будучи ребёнком, видел человека, ставшего прообразом главного героя «Жат».

Сценарий фильма - дипломная работа Турсунова, которая заняла первое место на всесоюзном конкурсе киносценариев в 1989. Она была включена в альманах сценариев, рекомендованных к экранизации. Но потом Союз благополучно скончался, историю тогда не экранизировали. Хотя после многие режиссёры просили Ермека отдать им сценарий, но Турсунов отказывал. Сам вынашивал фильм четверть века. В итоге картина, на мой взгляд, получилась хорошей.

FВ ленте есть очень пафосный момент, когда жители казахского колхоза начинают разбирать по семьям детей немцев-переселенцев. После этого мне показалось, что фильм снят для западного зрителя, для европейских фестивалей.

- Когда Ермек снимает кино, он ни о чём думает, только о фильме.

FНо поскольку вы не готовились к большой кассе на родине, то, наверное, рассчитывали на фестивальный успех…

- Так нельзя рассуждать. Поэт, когда пишет поэму, не думает, как её продаст.

Кадр из фильма "Жат".

FНо я не Ермеку задаю вопрос, а продюсеру, который считает каждую копейку.

- У нас в стране 250 киноэкранов, а кинотеатров - в разы меньше (у многих – несколько залов). Посчитайте на калькуляторе: чтобы казахстанский фильм окупился, его бюджет должен находиться в пределах $150-200 тыс. Есть простой экономический закон: среднестатистический качественный фильм может быть коммерчески успешным в странах с населением от 45 млн человек и больше.

FТогда где вы находите людей, которые жертвуют деньги на фильм, не ожидая отдачи от инвестиций?

- Есть такие люди, которые живут не хлебом единым.

FКто они?

- Не могу сказать. Не моя тайна.

FХорошо. Сколько стоило производство «Жат»? Больше миллиона долларов?

- Да, больше. Посмотрите: для съёмок построили целый поселок, было много вертолётных съёмок, была задействована большая съёмочная группа. Всё это стоит больших денег.

FПочему частные инвесторы в кино у нас - это большая тайна?

- Потому что у нас инициатива наказуема. Если частник вкладывает деньги, это вызывает вопросы: «С чего это он решил инвестировать? Слишком разжирел? Надо его проверить».

FНа выпуске дисков «Жат» точно не сможет заработать – эти носители уходят в прошлое. Тогда на чём, кроме проката, фильм может хотя бы частично окупить инвестиции? На показе по телевидению?

- У нас на ТВ за это очень мало платят, что-то до 1 млн тенге за показ или даже меньше.

FА на прокате за рубежом?

- Возможно. Но пока мы не торопимся продавать права на прокат за границей, хотя предложения поступают.

FХотите сначала дождаться оскаровской церемонии?

- Да. Но это нужно не для нашего тщеславия, а для казахстанского кинематографа. Для нас выдвижение от Казахстана на «Оскар» – новая ступень в творчестве. Кстати, Ермек совсем не тщеславный человек. Все его призы и дипломы лежат у него дома в углу и пылятся. На более почетном месте у него - хлопушки со съёмок.

Актёры Ержан Нурымбет и Элина Абайкызы.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить