Казах признан одним из лучших бизнесменов России

40192

На днях президент холдинга «Арман» Серикбай Бисекеев вошел в число финалистов российского этапа международного конкурса «Предприниматель года-2012» (ее называют «Оскаром» в бизнесе), получив награду в номинации «B2B»

Фото: Андрей Лунин
Серикбай Бисекеев.

Конкурс, проводимый компанией Ernst & Young уже 27 лет, охватывает более 50 стран, в числе которых США, Великобритания, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Япония, Малайзия. Бисекеев стал первым казахом за границей, получившим подобное признание. О том, как ему это удалось, он рассказал Forbes Kazakhstan.

F: Что явилось залогом вашего успеха?

- Нам удалось создать компанию, в которой собраны лучшие программисты, инженеры, продавцы, которые участвовали в создании продукта, конкурентоспособного на мировом рынке. В высокотехнологичных решения[ в области B2B (Business to business) мы сейчас являемся лидерами в мире.

Если спросить: кто-нибудь знает продукцию, произведенную в России или в Казахстане? Чтобы было написано «made in Kazakhstan», скажем, на телевизорах, компьютерах… Нет такого, мы только торгуем нефтью и газом. У нас остались продукты из военно-промышленного комплекса: это автомат Калашникова, танки, самолеты. Продуктов, которые созданы в постсоветское время, почти нет. Это факт. Но нам удалось создать такую продукцию.

F: Вы родились в Костанайской области, но уже давно живете в Санкт-Петербурге. Как так получилось?

- Родом я из поселка Камышиное. Закончил там школу. В советское время, если имел спортивный разряд , было гораздо проще поступить в любой институт. Я учился в спортклассе, у нас были дальновидные тренеры и преподаватели, и все мои одноклассники им очень благодарны. Мы и в спорте были одними из лучших в Казахстане, и учились хорошо: с золотыми и серебряными медалями окончили школу. Все поступили в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Все - успешные люди, работают в известных компаниях, некоторые создали свой бизнес.

F: В каком вузе вы учились?

- В Санкт-Петербургском политехническом институте. После окончания в нелегкие 90-е годы остался там. Мне, казаху, приходилось договариваться со всеми, жесткую политику выстраивать, ставить себя так, чтобы уважали как мужчину. Все это было пройдено.

F: С чего начинали бизнес?

- Со студенческих лет начинал: нужно было и себя кормить, и родителям помогать. Были стройотряды и челночные поездки в Прибалтику: возили оборудование, электропилы, дрели - привозили оттуда вещи. Потом мы с ребятами работали на бирже, на операциях с валютой можно было неплохо заработать. Затем появился новый рынок – GSM-связь. Благо Финляндия рядом с Питером, можно было за час доехать, многое там почерпнуть и научиться строить бизнес.

F: Как вы развивали свое дело?

- В 90-е годы первый GSM-оператор на постсоветском пространстве появился в Санкт-Петербурге – Северо-Западный GSM (сейчас он называется «Мегафон»), а не в Москве, как многие думают. Я стоял у истоков этого бизнеса и поставлял первые сотовые телефоны всем операторам в СНГ, в том числе KCell. В Стокгольмской бизнес-школе защитил дипломный проект «Создание сети сотовых телефонов в общественных местах». В 1998 году пользователи сотовых телефонов в основном были обеспеченными людьми, бизнесменами, все на автомобилях. Среди них не было тех, кто ездил в метро.

И когда я строил сеть, то арендовал  помещения по 5-6 квадратных метров, брал на консигнацию товар у производителей, имея только витрины. Все просто, но почему-то этого никто не делал на тот момент.

Потом на рынок пришла «Евросеть» и другие сотовые монстры. Там уже стоял вопрос: у кого больше денег? Есть миллиард – значит, можешь купить продукцию Nokia, Siemens в большем объеме, получить лучший дисконт и продавать лучшие сотовые телефоны. С ними тягаться было невозможно, и я свою сеть продал, понимая, кто кого «съест».

Я понимал, что дальше надо идти туда, где вопрос не стоит о том, у кого больше денег. Нужно было найти конкурентное преимущество, когда будет все зависеть от тебя самого. Создать новую моду, найти свою нишу.

Одна из них стала промышленная связь. И  была еще одна ниша, которая не была занята. В тот период все промышленные предприятия вкладывались в станки, в производственные мощности, и никто не думал об инфраструктуре на заводе.

Сначала я стал дистрибьютором немецкого оборудования, а затем понял, что ничего сложного в его производстве нет. Заказчики у нас своеобразные и просят иногда специфические функции. Мы для них это все делали, писали под них свои программы, создавая собственный продукт.

Мы понимали, что новые технологии, новые процессоры, новые чипы должны выходить на рынок каждые полгода, а основные наши конкуренты очень медленно это вводили. Наш рынок был тогда достаточно консервативным. У главных его игроков на Западе жизнь удалась, они вели размеренную жизнь и не задумывались о том, чтобы каждый год производить новый продукт. А мы, молодые и сильные, решили вводить как можно быстрее новые функции, новые возможности продукции и поэтому вскоре стали одними из лидеров рынка. Наши клиенты - промышленные предприятия в нефтегазовом секторе, металлургии, в энергетике, метро, аэропорты, порты и т.п.

F: В каких странах представлена ваша компания?

- Штаб-квартира у нас в Санкт-Петербурге, а представительства есть в Казахстане, Германии, Индии, Сингапуре. Планируем открыть еще - в Бразилии и в арабских странах, где этот рынок очень быстро растет. Кроме того - Юго-Восточная Азия, где живет 600 млн человек. В России и Казахстане строят в основном летом, а там климат позволяет строить круглый год, поэтому количество возведенных объектов гораздо больше. Для меня вызов – поэтапно стать в этом регионе номер один. Индия и Юго-Восточная Азия – вот такие цели я себе ставлю и планирую в ближайшее время сконцентрироваться именно на этих рынках.

F: Сколько в общей сложности в вашем бизнесе работает людей?

- Всего 180 человек. В чем наше преимущество? Мы не пытаемся всю продукцию производить самостоятельно. Нанимаем хороших подрядчиков, которые производят нам платы, пресс-формы, кто-то литьем занимается. А наша компетенция – это софт. Мы не хотим, чтобы наш продукт копировали, поэтому в Китай в принципиально не идем. Это страна, которая занимается использованием опыта, накопленного другими странами. Но зачем его передавать? Сейчас многие западноевропейские страны это поняли, и многие вещи уже производят в Европе. В Индии пошли другим путем: там создают СП, развиваются цивилизованным путем, и поэтому мы на эту страну делаем акцент.

F: Какие казахстанские предприятия используют вашу продукцию?

- Сейчас нашими клиентами являются предприятия «КазМунайГаза», «Казатомпрома», аэропорт Астаны, метро Алматы, некоторые электростанции. Сотрудничаем с Минобороны РК. Кстати, военные ведомства как России, так и Казахстана работают еще на советских технологиях, а главы этих государств говорят о необходимости инноваций и высоких технологий. Мы готовы им это предоставить, но они ставят барьеры - например, связанные с военной приемкой. Там все засекречено, нам говорят, что мы не можем в ней участвовать. Но это смешно. США являются лидером в военных технологиях, однако 90% всех поставок производят частные компании, и им не нужно проходить какие-то военные приемки. Россия сейчас об этом тоже задумалась: ведь все микрочипы делаются в Азии, а не в России и не в Казахстане. Так дайте же возможность частным компаниям работать на этом рынке, а то, что надо зашифровать, – зашифруем, без проблем.

Мы видим, что сейчас происходит в Минобороны России, какие деньги исчезают из бюджета, поэтому нужно изменить ментальность. Не нужно изобретать велосипед, он уже изобретен успешными западными компаниями. Этот мировой опыт я хочу привнести в Казахстан и не прошу ни у кого денег. Я могу отвечать за качественно реализованные решения.

Не в каждой компании при таком количестве людей - такие результаты. Наши сотрудники за год провели 200 тренингов, мы вкладываем в совершенствование их компетенции.

В Казахстане часто говорят: зачем нам тренинги проводить для сотрудников – они же могут завтра уйти в другую компанию. Но если так рассуждать – всё на месте и останется. А мы строим для своих сотрудников долгосрочную политику, они имеют возможность сдать аттестацию, получить возможность возглавить то или иное направление, и у каждого есть своя стратегия роста. Мы выступаем за то, чтобы через компетенцию повысить благосостояние сотрудников и, соответственно, конкурентоспособность компании. Создавая качественные рабочие места, хорошую зарплату, мы делаем окружающий мир лучше.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев делает шаги в этом направлении шаги, в частности, по увеличению казахстанского содержания. В России поддержки отечественных производителей нет - ни одного конкретного дела, только разговоры. И сейчас они начали понимать, что нужно создавать рабочие места. Почему, например, создаются рабочие места при сборке Volkswagen, Renault, но не создаются для поставок «Газпрому», «Роснефти»? Ведь можно делать насосы, арматуры и т.д. Почему этого не делают?

В Казахстане в этом плане президент сделал очень большой вклад, и у каждой компании есть жёсткие ориентиры - 50% казсодержания. Мне это импонирует. Мы сейчас собираемся переносить сюда производство.

F: Вы уже решили, в какой город?

- Пока выбираем, смотрим. Есть ПИТ (парк информационных технологий) «Алатау» в Алматы, есть разные площадки, но здесь нужно найти конкурентные преимущества. Иначе какая разница, где собирать: в Санкт-Петербурге или в ПИТ «Алатау»?

F: Насколько, на ваш взгляд, в Казахстане созданы условия для развития предпринимательства? Бизнесмены жалуются на всевозможные барьеры, высокие налоги, коррупцию…

- Барьеров много, согласен, но они убираются постепенно. Коррупция есть во всем мире, только в разных формах. Но Казахстан все-таки быстро меняется - по сравнению, например, с Россией: она большая и менее подвижная.

Нужно пользоваться тем, что Москва и Питер дали нам хорошее образование. Нужно интегрироваться, делать совместные проекты, приглашать хороших спикеров. Наша компания обучена по международным стандартам  управления проектами, таких специалистов в Казахстане единицы. Лично я готов бесплатно прочитать лекции в крупнейших вузах страны и поделиться своей историей успеха.

Предпринимателем нужно родиться: в крови есть ген, который позволяет видеть то, что другие не видят, брать ответственность на себя за риски. Считаю, что в Казахстане хорошая бизнес-среда. Я готов рассказать о том, как можно легко и просто менять мир вокруг себя, создавать новые рабочие места и давать предпринимателям возможность поставлять продукцию для отечественных производителей.

Новое поколение - более смелое, его можно научить брать на себя риски.

Фото Андрея Лунина.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить