Почему так быстро падают темпы роста экономики Китая?
В начале 2021 года общий прогноз роста ВВП Китая на этот составлял 8,3%. В противоположность этому собственный целевой показатель роста правительства Китая составлял около 6%, что ниже самых оптимистичных предположений 24 из 25 институциональных прогнозов. Было ли известно правительству нечто такое, что упустили посторонние? Планировало ли оно сделать что-либо, считая это целесообразным, даже если это могло бы поставить под угрозу рост?
Совсем недавно международные банки пересмотрели свои прогнозы роста Китая на год в сторону понижения, поскольку рост экономики замедлился. Рост в третьем квартале составил всего 4,9% в годовом исчислении, по сравнению с 18,3% и 7,9% в первых двух кварталах соответственно. Высокие темпы роста в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в значительной степени объясняются отрицательным ростом в первом квартале 2020 года из-за локдаунов, вызванных пандемией. Низкие темпы роста в третьем квартале вызывают обеспокоенность относительно перспектив роста в четвертом квартале и в следующем году.
Некоторое снижение темпов роста связано с политикой абсолютной нетерпимости Китая к COVID-19, которая призывает к более частым локдаунам, чем в большинстве других стран. Волна локальных вспышек COVID этим летом привела к локдаунам или ограничениям на поездки во многих городах Китая. Это не только привело к снижению объема производства, но и серьезно сказалось на многих рабочих местах в секторе услуг, именно тогда, когда начался бум туризма.
Но пандемия не является единственным фактором замедления темпов роста. Зеленая промышленная политика правительства, более жесткое регулирование сектора недвижимости и черные списки онлайн-платформ также в совокупности сдерживают рост.
Следуя своему обещанию остановить рост выбросов углекислого газа в Китае до 2030 года и достичь чистого нуля к 2060 году, правительство решительно и зачастую резко сократило производство электроэнергии на угольных электростанциях, иногда на 20%. Вызванные этим перебои в электроснабжении привели к нарушению производства на пострадавших фабриках.
Кроме того, политика «трех красных линий», начатая в августе 2020 года и усиленная в этом году, устанавливает потолки на отношение общего объема долга к активам девелоперов, отношение общего объема долга к собственному капиталу компании и отношение денежных средств к объему долга. Поскольку многим из этих компаний не удалось пройти одну или несколько красных линий, а банки и рынки капитала неохотно предоставляют новое финансирование, они должны продавать активы, сокращать масштабы операций или делать и то и другое.
Возможно, Evergrande является самым известным китайским застройщиком, столкнувшимся с финансовыми проблемами, но не единственным. Более того, спад в сфере недвижимости может легко перекинуться на такие отрасли, как сталелитейная, цементная, производство мебели и бытовой техники для дома.
Звёздный путь: как казахстанец помогает космонавтам выжить в невесомости
«Люди не предназначены для космоса. И наибольшая трудность в его освоении –... →
Наконец, решения властей внести в черный список компании, занимающиеся онлайн-обучением, ужесточить антимонопольное законодательство и принять широко сформулированный закон о защите данных, за последние 12 месяцев помогли вдвое снизить цены на акции многих листинговых компаний цифровой экономики. А падение стоимости акций является лишь верхушкой айсберга, поскольку многим цифровым компаниям и их поставщикам пришлось умерить свои амбиции и планы. Сотни провайдеров онлайн-образования свернулись и уволили своих сотрудников.
Цели этой политики являются разумными, однако способ их реализации ведет к увеличению экономических издержек. Стратегия нулевого COVID, возможно, была целесообразной на довакцинной стадии пандемии и помогла Китаю добиться положительных темпов экономического роста в прошлом году. Но, по мере появления новых вариантов, всем странам в итоге придется научиться жить с коронавирусом. К счастью, затраты на это становятся более управляемыми по мере роста показателей уровня вакцинации и естественного иммунитета.
Если Китай намерен использовать свой мощный имплементационный потенциал, то продвижение всеобщей вакцинации от COVID-19 будет вполне оправданным (поскольку люди, которые отказываются от вакцины, могут в конечном итоге причинить вред другим). С другой стороны, периодические локдауны и закрытие границ наносят серьезный ущерб экономике и жизни людей и не являются устойчивой стратегией на поствакцинальном этапе пандемии.
«Чёрная пятница»: какие бренды больше продадут и какие партнёры лучше заработают
Многие компании начали активно готовиться к Black Friday, официальный старт... →
Что касается зеленой промышленной политики, то производство электроэнергии является наиболее углеродоемким сектором в Китае, на который приходится около 40% выбросов страны, связанных с потреблением энергии. Таким образом, снижение зависимости от угольной электроэнергии вносит ценный вклад в национальные и глобальные усилия по сокращению выбросов. Однако существуют различные способы управления изменениями.
Собственный опыт Китая в области проведении экономических реформ показывает, что использование ценовых сигналов и рыночных сил, как правило, имеет тенденцию минимизировать издержки структурных изменений. В частности, повышение цены на углерод в Китае до достаточно высокого уровня и объявление предсказуемой траектории цен с достаточным сроком на выполнение могло бы позволить производителям и потребителям электроэнергии лучше приспосабливаться и адаптироваться, тем самым помогая им достичь такого же уровня сокращения выбросов при гораздо меньших потерях роста ВВП. Такой подход также был бы менее разрушительным для китайских домохозяйств, в том числе для многих жителей северо-востока страны, которых может беспокоить проблема отопления и электроснабжения по мере приближения холодной зимы.
Пузырь на рынке жилья: уроки Китая и России для Казахстана
Аналитики Центра исследований прикладной экономики (AERC) в своем октябрьск... →
Точно так же несмотря на то, что сдерживание спекулятивного роста цен на недвижимость является желательной целью, сдерживание развития сектора недвижимости не обязательно помогает ее достижению. Учитывая, что примерно 30% китайской экономики растет или падает вместе с сектором недвижимости и строительства, альтернативный путь мог бы смягчить трудности регулирования. Например, продвижение более доступного жилья для семей с низкими доходами и мигрантов из сельских районов могло бы создать компенсирующий спрос на мебель, бытовую технику, сталь и цемент.
Ограничение программ внешкольного обучения может высвободить время для детей, чтобы они могли участвовать в мероприятиях, развивающих творческие и спортивные способности, а также облегчить финансовое бремя для семей, на которые ранее оказывалось давление, с тем чтобы они покупали образовательные контенты для своих детей. Таким образом, для нового регулирования существует похвальное социальное обоснование. Однако его относительно внезапное внедрение не только снижает прибыль компаний, занимающихся онлайн-обучением, цены на акции и занятость, но также подчеркивает риск резких изменений политики в других секторах, что влияет на настроения инвесторов в целом.
Китай может восстановить доверие инвесторов и вернуться к своим потенциальным темпам роста. Сделав это, страна выиграет от реформ, влияющих на то, каким образом обсуждаются, проверяются и внедряются новые нормативные положения и меры по борьбе с пандемией.